Автоаварии экспертиза страховой компании осаго. Как провести независимую экспертизу авто после ДТП? ✔ Договор на проведение независимой экспертизы

23.05.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Поводом для разбирательства стала авария, в которой пострадал гражданин А. Белов. Ответственность виновника ДТП была застрахована в «РЕСО-Гарантии». Потерпевший обратился за выплатой в компанию «Росгосстрах» в рамках прямого возмещения убытков. Страховщик отказал ему, указав, что по выданному «РЕСО-Гарантией» полису ОСАГО застрахована гражданская ответственность не виновника, а другого лица.

А.Белов обжаловал отказ. Удовлетворяя иск, суд первой инстанции указал, что совпадение серийных номеров документов, оформленных виновнику ДТП и иному лицу, само по себе не свидетельствует о недействительности полиса виновника. В решении суда также отмечается, что ответчики не представили доказательств хищения бланка полиса. Апелляционная инстанция отменила это решение на том основании, что АО «Гознак» признал полис виновника ДТП поддельным.

Верховный суд РФ, куда в итоге обратился потерпевший, направил дело на новое рассмотрение во вторую инстанцию. «Принимая во внимание наличие двух полисов с идентичными серийными номерами, суду надлежало поставить на обсуждение сторон вопрос о назначении по делу судебной экспертизы для решения вопроса о подлинности полиса», – говорится в определении ВС. Кроме того, апелляционный суд, решивший освободить страховщика от обязанности выплачивать возмещения в связи с несанкционированным использованием бланка полиса, должен был сначала установить, обращалась ли такая компания в правоохранительные органы до даты наступления страхового случая.

«… Кроме того, апелляционный суд, решивший освободить страховщика от обязанности выплачивать возмещения в связи с несанкционированным использованием бланка полиса, должен был сначала установить, обращалась ли такая компания в правоохранительные органы до даты наступления страхового случая.»

Тут не несанкционированное использование бланка полиса, за которое отвечает страховая компания до момента подачи заявления в правоохранительные органы. Тут использование поддельных документов, которое должно расследоваться и караться беспощадно, и не СБ, а соответствующими государственными структурами.

Бесплатная юридическая консультация:


Порасплодили настолько же важных, насколько некомпетентных и воровитых чиновников, и хотим, чтобы стало лучше? Пора уже Феликса обратно устанавливать.

У меня аналогичное дело сейчас в суде (страховщики те же самые - РГС и РЕСО, подделка тоже ресо), полис ушел на Гознак на экспертизу и оттуда пришел ответ - полис поддельный, хотя водяные знаки есть, в УФ светится наравне с «честным» бланком. Что значит «Гознак признал поддельным»? Это была экспертиза или запрос или что…

А разве факт оплаты страховой премии, который можно подтвердить например квитанцией, не является доказательством заключения договора страхования? При чем тут вообще тогда подлинность полиса, и зачем его проверять?

Бесплатная юридическая консультация:


«При чем тут вообще тогда подлинность полиса, и зачем его проверять?»

Вот тут у меня нотариальная расписка от некоего гр. Кордона, в которой вышеупомянутый подтверждает факт заимствования у меня 1 млн. долларов США под 8% годовых. Только вам ее проверять не надо, потому что факт.

Поддельные полисы ОСАГО

Здесь приводится фрагмент заключения эксперта по реальному гражданскому делу. Иск частного лица к страховой компании о возмещении материального ущерба по страховому случаю.

Здесь мы продемонстрируем диагностические признаки по которым можно определить один из поддельных полисов, которые попадаются нам на экспертизу (выходные данные владельцев и полюсов изменены и не указываются).

Бесплатная юридическая консультация:


На экспертизу представлено:

Страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серия ССС №9 на имя Хххххх Г.В. на автомобиль «Хххххх Аааааа», г/н В 888 ХХ 111.

Для сравнения представлено:

Бланк страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серия ССС №0.

Перед экспертом поставлены вопросы: 1. Соответствует ли бланк страхового полиса серии ССС №9 образцу подлинного бланка страхового полиса серии ССС №0?

Бесплатная юридическая консультация:


(вопрос дан в редакции суда)

ИССЛЕДОВАНИЕ:

Описательную часть объектов, поступивших на исследование опускаем и переходим сразу с сравнению и описанию признаков.

1. При исследовании при помощи микроскопа «МБС-10» линий графления после текста: «Страховщик/представитель страховщика» и в дате в нижней части исследуемого бланка установлено, что данная линия графления выполнена прямолинейным штрихом. При исследовании при помощи микроскопа «МБС-10» линии графления после текста: «Страховщик/представитель страховщика» и в дате в нижней части образца бланка установлено, что данная линия графления выполнена микротекстом с повторяющимися словами: «страховой полис» (илл.2). Илл.2. Увеличенное изображение участка бланка в месте размещения текста: «Страховщик/представитель страховщика» и даты в нижней части исследуемого бланка (верхнее) и увеличенное изображение участка бланка в месте размещения текста: «Страховщик/представитель страховщика» и даты в нижней части образца бланка.

2. При исследовании при помощи микроскопа «USB DIGITAL MICROSCOPE 1000X 2,0 MP» штрихов защитной сетки в исследуемом бланке и в образце установлено наличие разрывов указанных штрихов в исследуемом бланке и отсутствие разрывов штрихов защитной сетки в бланке, представленном в качестве образца. Выявленное различие свидетельствует о том, что качество воспроизведения штрихов защитной сетки в исследуемом бланке не соответствует качеству воспроизведения штрихов защитной сетки в образце.

3. При исследовании при помощи микроскопа «USB DIGITAL MICROSCOPE 1000X 2,0 MP» микроволокон в представленном на экспертизу бланке установлено (илл.3, красящим веществом красного цвета отмечены признаки, указанные ниже): - поверхностное размещение микроволокон на бумаге; - наличие незначительного объема микроволокон на всей поверхности исследуемого бланка. Установленные признаки позволяют сделать вывод о том, что микроволокна в исследуемом бланке страхового полиса изготовлены способом припрессовывания волокон к листу бумаги. Илл.3. Увеличенное изображение участка бланка в месте размещения микроволокна в исследуемом бланке (слева) и в образце (справа). При анализе способа изготовления микроволокон на исследуемом бланке и способа изготовления микровоолокон в подлинном бланке страхового полиса (микроволокно находится в толще бумаги) установлено, что они нанесены разными способами, что позволяет сделать вывод о том, что микроволокна в исследуемом бланке являются имитацией.

Бесплатная юридическая консультация:


4. При исследовании при помощи микроскопа «МБС-10» и напросвет (при помощи сканера «EPSON 3490» защитной нити на оборотной стороне исследуемого бланке установлено (илл.4,):

Наличие металлизированных отрезков;

Наличие следов давления на данных металлизированных отрезках;

Наличие разрывов в защитной нити при исследовании напросвет.

Установленные признаки позволяют сделать вывод о том, что защитная нить в исследуемом бланке страхового полиса изготовлены способом припрессовывания металлизированных отрезков с оборотной стороны бланка.

Бесплатная юридическая консультация:


При анализе способа изготовления защитной нити на исследуемом бланке и способа изготовления защитной нити в подлинном бланке страхового полиса (защитная нить находится в толще бумаги с выходом отдельных её участков на поверхность) установлено, что они нанесены разными способами, что позволяет сделать вывод о том, что защитная нить в исследуемом бланке является имитацией. В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что бланк страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серия ССС №5 на имя Закарян Г.В. на автомобиль «Ниссан Альмера», г/н В 865 СР 161 не соответствует образцу подлинного бланка страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, представленному для сравнения, и не является продукцией ФГУП «Гознак».

Илл. 2 Увеличенное изображение участка бланка в месте размещения текста: «Страховщик/представитель страховщика» и даты в нижней части исследуемого бланка (верхнее) и увеличенное изображение участка бланка в месте размещения текста: «Страховщик/представитель страховщика» и даты в нижней части образца бланка.

Илл.3. Увеличенное изображение участка бланка в месте размещения микроволокна в исследуемом бланке (слева) и в образце (справа).

Илл.4. Увеличенное изображение при исследовании напросвет участка бланка с оборотной стороны в месте размещения защитной нити в исследуемом бланке (слева) и в образце (справа).

При проведении исследования экспертом использовалась следующая литература:

Бесплатная юридическая консультация:


1. «Судебно-техническая экспертиза документов» Особенная часть, Вып. 2, ч. 1, М., ВНИИСЭ МЮ РФ, 1992 г.

2. Комплексное криминалистическое исследование средств защиты ценных бумаг и денежных билетов / Белоусов А.Г., Белоусов Г.Г., Кузнецов В.В., Стариков Е.В. – М. ГУ ЭКЦ МВД России, 2001.

1. Бланк страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серия ССС №9 на имя Хххххх Г.В. на автомобиль «Хххххх Аааааа», г/н В 888 ХХ 111 , не соответствует образцу подлинного бланка страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, представленному для сравнения, и не является продукцией ФГУП «Гознак».

Бесплатная юридическая консультация:


Фальшивое ОСАГО: ловкость рук и никакой экспертизы

Камчатка рискует остаться без страховых компаний, продающих автовладельцам полисы ОСАГО. Страховая компания «Росгосстрах» в этом году значительно сократила число оформляемых полисов автогражданской ответственности, камчатский филиал САО «ВСК» не справляется с нахлынувшим потоком желающих приобрести полис. Остальные страховые компании уже покинули камчатский рынок. Причиной ухода компаний с полуострова называют общую убыточность ОСАГО. С этим пока разбирается Российский союз автостраховщиков (РСА). Камчатку тем временем наводнили полисы-фальшивки. Именно они и последствия их оборота в крае могут стать последней каплей в чаше терпения оставшихся страховщиков.

По оценке специалистов, количество поддельных полисов ОСАГО сегодня на Камчатке приближается к 22 тысячам. Купить фальшивый полис можно где угодно: есть точки продажи, есть сайты в интернете, есть «нужные» телефоны в группах месенджеров… Цена на такие полисы варьируется от 2 тысяч до 11 тысяч рублей. Есть даже своеобразный прайс фальшивок: полис, который предназначен просто для предъявления сотрудникам ГИБДД стоит 2–3 тысячи рублей; полис от имени реальной компании, но на самом деле не настоящий, напечатанный на простом цветном принтере – 4–6 тысяч; полностью легальный от имени иногородней компании – до 12 тысяч рублей. Но и при высокой цене гарантировать подлинность такого полиса невозможно. Он может даже «пробиваться» в базе РСА, но все равно быть не настоящим, а дубликатом настоящего, выданного в другом городе.

Приобретая такой полис «без проблем», без очередей, часто без техосмотра, автовладелец считает, что разом решает главную проблему: теперь у него есть все документы, чтобы управлять автомобилем. На самом же деле он приобретает целый клубок проблем и неприятностей, причем не только для себя.

О том, какие последствия влекут за собой поддельные полисы ОСАГО для Камчатки, представители правоохранительных органов, страховых компаний, исполнительной власти края и камчатского УФАС говорили в минувшую пятницу на совещании под руководством главного федерального инспектора по Камчатскому краю аппарата полномочного представителя Президента в ДВФО Александра Шарова.

Общим лейтмотивом встречи было признание того, что ситуация с фальшивками, наводнившими камчатские дороги, настолько острая, что принимать действенные меры к ее исправлению нужно немедленно. Причем действовать придется сразу в нескольких направлениях.

Бесплатная юридическая консультация:


Создать «одно окно» и расширить штаты

Оформлять полисы автогражданской ответственности по принципу одного окна – один из путей решения проблемы. По словам директора камчатского филиала САО «ВСК» Ивана Разумова, РСА сейчас начинает реализацию в пяти российских городах пилотного проекта в виде открытия своеобразного «одного окна», где независимый агент будет продавать полисы от имени одного из крупных российских страховщиков под контролем РСА. Пять городов, которые отобраны для этого проекта, оказались примерно в такой же тяжелой ситуации, как Камчатский край. Камчатка тоже может войти в этот список при заинтересованности в этом властей и обращении к РСА.

Одновременно с этим участники совещания посоветовали и филиалу ВСК усилить свою работу по выдаче камчатцам полисов ОСАГО, чтобы не провоцировать лишний раз автомобилистов на обращение за покупкой фальшивок к сомнительным личностям. Для этого компании необходимо подумать о переносе офиса продажи в более удобное для граждан место и расширении штата специалистов, оформляющих полисы.

По словам Ивана Разумова, предпринять такие меры для компании возможно, если решить весьма непростую проблему катастрофической убыточности этого бизнеса. Причем немаловажную роль в этой убыточности играют именно фальшивые полисы, огромная часть которых выписывается именно от имени ВСК. В результате взыскания ущерба с ВСК по таким полисам компания несет просто колоссальные убытки. К примеру, за 2015 год она в виде страховых премий по ОСАГО собрала с камчатцев 41 миллион рублей, а исков от автоюристов по возмещению ущерба от ДТП к компании предъявлено на 183 миллиона. Как говорится, почувствуйте разницу и посчитайте барыши.

Судьи в роли слепой Фемиды

С одной стороны, возможность получить деньги на ремонт автомобиля по поддельному полису ОСАГО выглядит сомнительно. А при ближайшем рассмотрении и вовсе граничит с законностью – фальшивый документ, по которому получены деньги… Попахивает криминалом. На деле же получается, что сделать это возможно, причем заручившись нерушимым судебным решением.

Вот как это происходит на практике. Гражданин где-то покупает полис ОСАГО, оформленный от имени ВСК (он напечатан не на бланке Госзнака и снабжен недействующими штампами и печатями организации) и спокойно выезжает на дорогу. Попадает в ДТП. При оформлении происшествия полис предъявляется сотрудникам ГИБДД и вписывается в протокол и справку об аварии. При этом, по словам начальника УГИБДД УМВД по Камчатскому краю Ростислава Асова, сотрудники проверяют этот полис на предмет его нахождения в базе РСА путем обращения к сайту РСА. Если полис в базе не значится, то в протоколе делается об этом отметка. Если подлинность полиса вызывает у сотрудников сомнения, гражданина просят предоставить его на экспертизу. И в этот момент, как правило, полис «теряется». Гражданин просто сообщает сотрудникам, что не может предоставить его для экспертизы, потому что потерял его и не может найти. Далее гражданин обращается к автоюристам для того, чтобы они представляли его интересы в суде и в страховой компании для возмещения ущерба. При обращении в суд к иску о возмещении ущерба прикладывается копия полиса. Подлинник же, чудесным образом «найденный» к моменту судебного разбирательства, предъявляется в зале суда на обозрение и тут же убирается.

Бесплатная юридическая консультация:


«Участвуя в таких судебных разбирательствах, мы всегда говорим судьям о том, что предъявленный полис – подделка, – рассказывает директор филиала ВСК Иван Разумов, – и просим суд назначить экспертизу его подлинности. Но во всех случаях получаем отказ в проведении экспертизы. Судьи отвечают, что не видят оснований для ее проведения: дескать, полис есть, он зеленого цвета, на нем стоят печати – все нормально. При этом удовлетворяются по полной все заявленные гражданином требования о возмещении ущерба, выплате неустойки да еще и оплате морального вреда. Неустойку с нас взыскивают за то, что мы вовремя не выплатили гражданину компенсацию ущерба, усомнившись в подлинности полиса ОСАГО. Есть дела, по которым размер неустойки втрое превышает сумму ущерба. Например, по одному из дел – страховая выплата 77 тысяч и 155 тысяч в качестве неустойки за то, что не заплатили сразу. А выплаты морального ущерба и вовсе доходят до 250 тысяч рублей. При этом мы в таких случаях уверены на 99 процентов в том, что предъявленный полис нами не оформлялся и является подделкой.

Согласитесь, работать в таких условиях просто невозможно. Дошло до того, что у нас в филиале работают 7 специалистов, продающих полисы, и аж 8 человек, которые занимаются юридической защитой компании. Мы вынуждены нанимать юристов, потому что поток судебных разбирательств просто огромен. Только за 4 месяца этого года мы подали в органы полиции 123 заявления по фактам обращения в компанию граждан с поддельными полисами ОСАГО на предмет возмещения ущерба. Из этого количества полиции удалось изъять только 12 полисов, остальные оказались «утерянными». Почему камчатские судьи занимают такую позицию относительно экспертизы полисов на предмет их подлинности, нам непонятно».

Интересно, что, по словам страховщиков, все решения, принятые судами первой инстанции по описанным выше историям, поддерживаются и в апелляционной инстанции. ВСК, конечно, на апелляции не останавливается, продолжая оспаривать решения камчатских судей в Верховном суде РФ, на что уходит значительное время. Правда, по словам Ивана Разумова, есть и на Камчатке примеры, когда суд становился в делах с фальшивыми полисами на сторону страховой компании. Это происходило в том случае, если органам полиции все-таки удавалось изъять фальшивку и провести ее экспертизу. Тогда предоставленное в суде заключение эксперта решало исход дела. Либо гражданин, зная, что полис у него все-таки ненастоящий, боялся предъявить его в суде. Тогда суд отказывает в удовлетворении возмещения ущерба.

Кто ходит под статьей?

Свою позицию по вышеописанному вопросу высказал и прокурор Камчатской транспортной прокуратуры Дмитрий Лосев. По его словам, от начала и до конца любая история хождения поддельного полиса ОСАГО носит на себе налет криминала. Это должен сознавать каждый автомобилист, который решается на покупку такого полиса. «Кроме статьи УК РФ, предусматривающей наказание за изготовление поддельного документа, есть статья, предусматривающая и наказание за его использование. Если вы купили поддельный полис и храните его дома – это одно. А если вы его предъявляете сотрудникам ГИБДД, тем более приносите в суд для получения возмещения ущерба – это совершенно другое. Эти действия уже образуют состав преступления. Рассматривать такие факты с уголовной точки зрения обязаны органы полиции. А есть еще и 33 статья УК РФ, предусматривающая ответственность за предоставление заведомо ложных доказательств в гражданском суде. Применение этих статей на практике уже могло бы снизить число поддельных полисов процентов на 30–40».

Пока же камчатскими полицейскими с начала 2016 года было возбуждено 5 уголовных дел по фактам использования поддельных полисов ОСАГО. Органами ГИБДДводителей привлечены к ответственности за отсутствие полисов.

Бесплатная юридическая консультация:


Все вышеперечисленные факты легли в протокол межведомственного совещания, одним из решений которого стала необходимость проведения встречи в середине июня уже с приглашением представителей судейского корпуса. На ней предстоит выяснить: почему же на Камчатке так просто получить деньги по полису ОСАГО, который является поддельным.

Единая база ОСАГО (проверить полис)

На сегодня база страховщиков позволяет проверить ОСАГО разными способами: по номеру полиса, по номеру машины и т. д. И наоборот – по номеру страховки, к примеру, можно узнать номер машины. Всего есть три варианта проверки:

1. Проверка статуса бланка по его номеру. Проверить бумажный или электронный полис ОСАГО по базе данных АИС РСА (Российского Союза Автостраховщиков) и узнать срок его действия можно ниже.

Эта форма для проверки как бумажных полисов, так и электронных полисов серии ХХХ, купленных через интернет! Обычно, электронная страховка попадает в базу сразу после оформления, но иногда из-за загруженности базы это может занять несколько дней. Правильный статус для действущей страховки – «находится у страхователя» (но если сразу после покупки статус всё ещё «находится у страховщика», то это может быть нормально – агент мог не успеть внести в базу изменения, подождите пару дней и только потом бейте тревогу). Однозначно «плохие статусы» полиса ОСАГО – это «утратил силу» (почему именно утратил силу можно будет подробнее посмотреть по проверке ниже) или «утерян». Статус «напечатан производителем» означает, что такой бланк даже не был передан страховщику.

Бесплатная юридическая консультация:


Такая проверка не дает 100% уверенности, что перед вами действительный полис (ведь мошенники могли сделать «дубликат» настоящего бланка), но позволяет отбраковать явные подделки и украденные бланки. А вот чтобы исключить «дубли» надо проверить, какая именно машина застрахована по вашему полису…

2. Узнать какой автомобиль застрахован по определенному бланку. Помимо госномера, ВИН-кода или номера кузова, в результатах можно узнать более подробный статус бланка, к примеру, почему именно страховка не действует (могли досрочно прекратить договор или полис мог быть утерян страховой):

3. Узнать номер полиса ОСАГО по госномеру, VIN или номеру кузова + проверить, вписан ли водитель в страховку. Это проверка обратна предыдущей, здесь по данным машины вы узнаете в какой страховой компании она застрахована, номер полиса и его тип (с ограниченим или неограниченая). Проверка по ВИН – наиболее полная. По госномеру ищется только если эти сведения передал страховщик (они не всегда это делают).

Если страховка с ограниченным списком водителей, то система предложит по номеру и серии водительского удостоверения проверить, вписан ли определенный водитель в страховку (это опция появляется на втором шаге после).

Если вы недавно вписывали кого-нибудь в свой полис ОСАГО или вносили другие изменения в данные, то по нормативам страховые обязаны в течение 5 дней внести изменения в базу РСА. Поэтому не пугайтесь, если через пару дней изменения ещё не отобразились в базе АИС РСА.

Бесплатная юридическая консультация:


Последняя проверка полезна ещё и для того, чтобы проверить перед покупкой подержанный автомобиль. Ведь наличие двух одновременно действующих полисов ОСАГО на одном VIN-номере (или ГРЗ) может быть «звончком» о том, что авто – «двойник». В этом случае рекомендую также проверить VIN по базе техосмотра (в этом случае плохой знак то, что машина регулярно проходит ТО то в одном регионе, то в другом).

4. Помощь автоюриста по вопросам ОСАГО: Если вы столкнулись с тем, что ваш полис судя по базе поддельный или у вас есть другие юридические вопросы, связанные с ОСАГО, то вы можете получить бесплатный ответ юриста в форме ниже:

Верховный суд РФ пояснил, когда за подлинность полиса ОСАГО отвечает страховщик

Верховный суд РФ разъяснил, что делать водителям, которые столкнулись с фальшивым полисом ОСАГО после ДТП. Об этом пишет «Российская газета».

В своем обзоре ВС РФ дал четкое понятие о том, какой полис следует считать поддельным и что можно отнести к недобросовестной работе страховщика.

Бесплатная юридическая консультация:


ВС описал ситуацию, в которой два водителя в Северо-Западном регионе РФ попали в ДТП в 2014 году. Оба автомобиля получили повреждения, ремонт машины потерпевшего оценили в 60 тысяч рублей. Тот обратился в свою страховую, но получил отказ, поскольку компания виновника заявила, что такой клиент у них не числится.

В процессе выяснилось, что полис с таким номером уже выдан совсем в другой части страны другому человеку.

Потерпевший в ДТП обратился в суд, но там его требования назвали необоснованными. Помогла апелляционная жалоба - установили, что водитель был застрахован по всем правилам и страховщик обязан возместить ему ущерб.

Суд изучил полис виновника ДТП и решил, что документ может быть поддельным - на нем обнаружен номер ИНН, который не имеет отношения к указанной на бланке компании. Планировалось провести криминалистическую экспертизу, но участники процесса от нее отказались.

В итоге суд решил, что виновник ДТП не обязан знать все особенности бланков ОСАГО - полис он приобрел, а значит, ответственность лежит на компании.

Бесплатная юридическая консультация:


Возникла тупиковая ситуация, и пострадавший добрался до Верховного суда, который решил - страховая компания несет ответственность за использование своих бланков, эти документы подлежат строгому учету, фирма распространяет их среди своих агентов и отвечает за их применение. Если бланк никому не продали, то его следует утилизировать и указать это обстоятельство.

«Несанкционированное использование бланков полисов не освобождает страховую компанию от исполнения договора, однако страховая компания освобождается от выплаты возмещения, если до наступления страхового случая она обратилась в полицию с заявлением о хищении бланков полисов», - говорится в решении ВС.

Экспертиза «фальшивого» полиса ОСАГО

Здравствуйте, подскажите по такому вопросу. Я участник ДТП с двумя пострадавшими (не виновник). Страховая компания виновника отказывает мне в выплате по ОСАГО ввиду «фальшивого» полиса (полис-двойник) у виновника ДТП. С самого виновника взять нечего, а сумма ущерба более 500тр. В ходе суда была назначена экспертиза полиса и его признали «настоящим», но потом по запросу страховой компании виновника была проведена повторная экспертиза тем же экспертом и результат обратный (сослались на гос. знак). Что в таких случаях делать, когда показания эксперта резко поменялись? Заранее спасибо за ответ.

Ответы юристов (3)

Добрый день! для начала необходимо изучить обе экспертизе, выявить причины разных выводов эксперта, если имеются вопросы, то вызвать эксперта в суд для дачи показаний, и уже после показаний, если есть основания, ходатайствовать перед суд о назначении повтороной экспертизе, но уже в ином экспертном учрждении.

Бесплатная юридическая консультация:


Уточнение клиента

Спасибо за оперативный ответ.

Есть предположение, что эксперту проплатили. Стоит ли написать заявление в полицию для проверки эксперта из-за изменения результатов показания экспертизы?

Есть вопрос к юристу?

не могу ответить однозначно, если имеются явные тому подтверждения, так как существует ответственность уголовная по ст.306 УК РФ, и тут необходимо быть осторожным в своих предположениях.

Уточнение клиента

не на прямую обвинять во взятке, а как бы жалоба на разные показания

Бесплатная юридическая консультация:


вам откажут, так не усмотрят повода для возбуждения дела.

Уточнение клиента

Юрист, занимающийся моим делом не предлагает ничего иного, как попробовать обратиться в мою страховую компанию (но, напомню, были 2 пострадавших в ДТП) или в РСА. На всех судах я лично не присутствовал. И в начале дела юрист уверенно утверждал, что выиграет суд со страховой.

Ищете ответ? Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам - это намного быстрее, чем искать решение.

Оценка ущерба причиненного автомобилю у независимого эксперта – это определение суммы , которую придется потратить на восстановительный ремонт ТС после аварии (о том, как правильно рассчитать стоимость ремонта после ДТП, мы уже рассказывали в ). Проводиться данная экспертиза с целью последующего взыскания с СК или виновника аварии денежных средств на ремонт авто.

Однако у независимой экспертизы есть еще одно важное направление, а именно установление виновности водителя. Специалист при помощи специальных знаний может достаточно точно определить имелось ли в действиях водителя нарушении ПДД, мог ли пешеход или водитель избежать аварийной ситуации, на какой сигнал светофора двигался виновник в момент аварии и т.д. (о том, может ли рассчитывать на компенсацию по ОСАГО виновник ДТП, мы рассказывали в ).

Внимание! Адвокат может оспорить в суде виновность водителя, обосновывая свои доводы выводами эксперта.

И это не маловажный момент, так как очень часто объективные и правильно оформленные выводы эксперта позволяют избежать уголовной ответственности , а потерпевшему причиненного ему ущерба в полном объеме.

Когда нужна профессиональная оценка, стоит ли делать?

Многие собственники авто считают, что проведение экспертизы у независимого эксперта после аварии – это лишь лишние расходы, саму же процедуру многие считают простой формальностью. Но как показывает практика, дело обстоит несколько иначе.

Экспертиза, проведенная у независимого специалиста, позволит не только оценить реально причиненный ущерб потерпевшему, но также послужит подтверждением суммы причиненного ущерба для суда.

Проведение независимой оценки полученных автомобилем повреждений необходимо в следующих случаях:

  1. Когда суммы на восстановительный ремонт насчитанной экспертами СК недостаточно.
  2. В случае, если у виновного в ДТП нет действующего полиса автогражданской ответственности (ознакомиться с ситуациями, в которых участник происшествия оказывается без полиса ОСАГО, можно ).
  3. В том случае, если причиненный ущерб выше максимально возможной суммы по ОСАГО.
  4. В случае, если необходимо провести оценку утраты товарной стоимости (подробно о стоимости страховки при УТС автомобиля после ДТП, мы рассказывали в ).
  5. В других случаях, которые могут быть инициированы самим клиентом.

То есть у эксперта, у которого вы проводите оценку повреждений, не должно быть личной заинтересованности в уменьшении суммы компенсации и на него не должно быть давления со стороны третьих лиц. Именно поэтому многие владельцы авто все чаще отказываются от услуг экспертов, которых им предлагает страховая организация и предпочитают проводить оценку у специалистов, которые никак не связаны с СК.

Ведь специалисты, которых предлагают СК имеют договорные отношения со страховой организацией и имеют личную заинтересованность в уменьшении суммы компенсации (о том, сколько обычно выплачивают СК при ДТП по ОСАГО, читайте ).

Оценка ущерба у независимого эксперта позволяет точно установить правильный финансовый эквивалент тех последствий, которые возникли в результате и дает потерпевшему основания на взыскание компенсации с виновника или же со страховой организации.

Чаще всего к независимой экспертизе прибегают владельцы авто в случае:

  • Оценки ущерба после аварии.
  • При оценке ущерба причиненного ТС погодными условиями и стихийными бедствиями.
  • При оценке годных остатков ТС и утере товарной стоимости.
  • Оценку производят также с целью страхования на рынке услуг.
  • Независимую оценку также проводят при оформлении авто в наследство.

Варианты экспертиз:

  • Регион РФ, в котором осуществляется данное исследование.
  • Вид ТС (легковушка, грузовое авто, внедорожник и т.д.).
  • Степень тяжести причиненных в ДТП повреждений (тяжелая, средняя, легкая).
  • Характеристики исследуемого ТС (марка, стоимость, год выпуска и т.д.).

Важно! Самые высокие тарифы на данную услугу в центральном регионе нашей страны.

Если произвести анализ стоимости исследования на легковое ТС, то в зависимости от тяжести полученных в аварии повреждений для центрального региона нашей страны вы получите следующую шкалу цен :

  • Легкая степень повреждений (ущерб около 30-60 тысяч рублей) будет стоить порядка 2.5 тыс.руб.
  • При средней тяжести (ущерб от 60-150 тысяч рублей) порядка 4000 рублей.
  • Тяжелая степень тяжести вреда (свыше 150000 рублей) порядка 5000 рублей.

При расчете стоимости исследования специалисты экспертной организации учитывают множество факторов, таких как год выпуска авто, марка ТС и т.д.

Ведь любой владелец авто не станет спорить с тем, что дорогая иномарка, будет стоить дороже и работы с такой машиной у эксперта будет больше. Для того чтобы провести оценку ущерба такого авто понадобиться не только высококлассный эксперт, но и дорогостоящее оборудование.

Экспертизу у независимого специалиста всегда оплачивает гражданин, заказавший данный вид услуги. Но сумму, потраченную на проведение экспертизы, водитель может взыскать с СК , в том случае, если экспертиза проводилась для установления фактической стоимости ремонта авто.

Правила проведения

Экспертиза авто по оценке ущерба происходит в следующем порядке:

  1. Клиент обращается в независимую экспертную организацию.
  2. Сотрудник организации согласовывает с водителем стоимость данной услуги, а также место и время проведения данного мероприятия.

Если есть заинтересованные стороны (виновник, страховщик), то потерпевший должен оповестить их о времени и месте проведения данного мероприятия.

Оповещение нужно делать заказным письмом с уведомлением о вручении . Сделать это следует в обязательном порядке, так как это юридический аспект проведения оценки полученного в ДТП ущерба.

В том случае, если второй участник ДТП проживает в вашем городе, то послать ему заказное письмо следует не позднее, чем за 3 (не считая дня проведения и дня отправки письма) дня до проведения оценочной экспертизы.

Если же виновник аварии проживает в другом населенном пункте, то заказное письмо вы обязаны отправить не позднее, чем за 6 рабочих дней до проведения данного мероприятия.

Задать вопрос эксперту

Верховный суд РФ принял важное решение, которое касается очень болезненной для многих автовладельцев ситуации.

Верховный суд разъяснил, в каких случаях, если полис автогражданки оказывается липовым, страховщик все же должен платить за ущерб.

На рынок автостраховок идет регулярный вброс фальшивых полисов. Когда после аварии фальшивку обнаруживают, страховщик отказывается оплачивать ремонт машины.

Ведь зачастую автомобилист, который приобрел такой полис, оказывается невиновным. Дело в том, что бланки, как правило, заполняют отнюдь не представители страховщиков, а их агенты, брокеры, представители и как их там далее не назови.

В итоге выясняется, что автовладелец приобрел страховку, которую страховая компания никак не собирается ему обеспечивать. Бланк - поддельный. Или скопированный. Или вовремя спрятанный от ревизии.

Причем страдает в этой ситуации не виновник аварии, а тот, кто получил ущерб. Ведь именно он сталкивается с тем, что у его визави нет полиса. А следовательно, приходится разыскивать виновника, его адрес, чтобы предъявить претензии.

И количество подобных происшествий растет. Случилось ДТП. В итоге виновником был признан водитель, у которого нет страховки. Или она есть, но незаконная. Что делать водителю, получившему повреждения? Правильно. Обращаться в суд за компенсацией.

И тут возникают довольно большие проблемы. Где найти виновника аварии? Где найти его адрес, куда направить требования о выплате? Ведь на руках у пострадавшего в аварии остается только бланк липового полиса.

Страховка ОСАГО есть, 
но она незаконная.
Что делать водителю,
 получившему повреждения?

Верховный суд разобрался в подобных ситуациях. И дал четкие рекомендации. Разъяснил, когда страховщик обязан компенсировать ущерб, даже если на руках у виновника аварии поддельный полис.

Причем в решении Верховного суда четко обозначено, что считать подделкой, а что недобросовестной работой страховщика.

Рецепт довольно прост. Когда автовладелец покупает полис ОСАГО в офисе компании, он более-менее защищен от мошенничества.

Но есть агенты, брокеры, а есть и вовсе никому не известные пункты продаж автогражданки около регистрационных подразделений ГИБДД.

Что продадут вам в качестве договора ОСАГО и соответствующего полиса в этих местах, никому неизвестно. Поэтому надо внимательно относиться к документам. Есть масса способов проверить полис на подлинность. Например, зайти на сайт Российского союза страховщиков и узнать, какой именно компании отгружался этот бланк.

После уплаты денег, заключения договора через некоторое время можно узнать, продан ли этот полис и кому, на какую машину.

Но мало кому приходит в голову устраивать такую проверку. Счастье от приобретения машины зашкаливает. В результате автовладельцы сталкиваются с тем, что легкая авария не по их вине превращается в длительную головную боль.

За побитый автомобиль страховщик не всегда вернет деньги. Но его обяжут, если полис не был объявлен в розыск. Фото: Photoxpress

Два водителя не поделили дорогу в Северо-Западном регионе России. 21 ноября 2014 года водитель Версалов врезался в машину, которой управлял шофер Божедаров. Оба автомобиля получили повреждения. Виновником в ДТП был признан Версалов. Стоимость восстановительного ремонта машины Божедарова составила чуть менее 60 тысяч рублей.

Согласно действующим правилам Божедаров обратился в свою страховую компанию за возмещением ущерба.

Ведь пострадали только два автомобиля, оба участника застрахованы по ОСАГО, пострадавших нет.

Но его компания отказала ему в выплате. Страховщик Версалова заявил, что такого полиса этому человеку не продавал.

Более того, полис с таким номером был реализован в Дальневосточном регионе и принадлежит другому человеку с другим автомобилем.

Божедаров подал иск на возмещение ущерба в отношении самого Версалова. Однако и тут ему не повезло. Суд первой инстанции не признал обоснованность его требований.

Однако апелляционная инстанция по жалобе Версалова отменила решение нижестоящего суда. Апелляция посчитала, что водитель был застрахован и возмещать ущерб должна страховая компания.

При этом суд внимательно изучил бланки полисов и установил, что документ, купленный Версаловым, может быть поддельным. На оттиске печати нанесен ИНН, который к компании-страховщику не имеет никакого отношения.

Суд даже предложил назначить криминалистическую экспертизу полиса, но от этого отказались сами участники процесса.

Тем не менее суд посчитал, что Версалов не обязан знать всех тонкостей бланков ОСАГО. Он купил полис, значит, ответственность взяла на себя страховая компания. Казалось бы тупик.

Несанкционированное использование бланков 
не освобождает компанию 
от исполнения договора

Однако Божедаров дошел до Верховного суда, у которого оказалось собственное мнение на этот счет. ВС решил, что апелляционный суд был неправ. Полис ОСАГО оформляется на бланке строгой отчетности. Эти бланки продаются страховой компании, которая распространяет их между своими агентами и несет за них ответственность. Если бланк не был реализован, компания должна его утилизировать, и это должно быть отражено в документах.

Несанкционированное использование бланков не освобождает компанию от исполнения условий заключенного договора.

Кроме одного случая: когда компания обратилась в полицию с заявлением о хищении данного полиса до наступления страхового случая.

Так как нет доказательства того, что полис был поддельный, и никто не стал это исследовать, то страховая компания должна заплатить по данному страховому случаю.

Верховный суд направил дело на новое рассмотрение. Но это решение дает четкое пояснение, в какой ситуации ущерб возмещает страховая компания, а в какой виновник ДТП в гражданском порядке.

Если у виновника аварии полис ОСАГО поддельный, связываться со страховщиком бесполезно. Лучше связаться с полицией, а потом предъявить виновнику иск через суд.

Если бланк полиса подлинный, но компания его не продавала, компания должна возместить ущерб пострадавшему. А именно имеется в виду следующая ситуация. Если бланк подлинный - то есть он был изготовлен Гознаком для конкретной страховой компании и продан каким-либо из страховых агентов или брокеров, при этом деньги в страховую компанию не поступали, отчетности по данному полису нет, и он числится как утраченный, но компания до наступления страхового случая подала заявление в полицию о том, что бланк с этим номером похищен, пострадавшему придется обращаться с иском к виновнику.

Проверить подлинность полиса можно прямо на месте ДТП. Либо через сайт РСА, если у водителя смартфон, либо позвонив в РСА или хотя бы в свою страховую компанию.

Напомним, что проверить подлинность полиса можно на месте ДТП с помощью смартфона.

У сотрудников ГИБДД вообще нет никаких ограничений на такую проверку.

Независимая экспертиза (далее по тексту НЭ) - вынужденная процедура, к которой прибегают автовладельцы, недовольные суммой выплаты по ОСАГО. Учитывая, что страховые компании практически всегда занижают объем компенсации, НЭ, чаще всего, приводит выплату к стоимости ущерба. По данным РСА, правозащитники и независимые эксперты отсудили в 2016 году свыше 10 млрд руб.

Важно понимать: страховщики и рекомендованные ими техники-эксперты действуют в рамках договорных отношений, и их общая задача - снизить сумму выплаты. А поскольку сотрудники НЭ, действуя в интересах автовладельца, сумму стремятся повысить, возникает конфликт интересов. Дошло до того, что члены Российского союза автостраховщиков называют независимые структуры мошенниками!

Условия применения НЭ

Суть, цели и задачи независимой экспертизы указаны в ст. 12.1 Федерального закона № 40 от 25 апреля 2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В частности, НЭ ведется для объективного расчета стоимости полученных повреждений, и проводят ее незаинтересованные специалисты. В своей работе они исследуют:

  • стоимость материалов, работ и запчастей;
  • износ комплектующих и деталей;
  • среднегодовой пробег машин по региону;
  • повышающий или понижающий региональный коэффициент;
  • цену остатков при гибели ТС.

Подход к НЭ между сотрудниками, рекомендованными СК и сторонними, кардинально различается. В первом случае техники сознательно занижают сумму выплаты, поскольку экономят деньги СК, во втором - целенаправленно завышают, поскольку действуют в интересах автовладельца. Несмотря на большое количество нормативно-правовых актов, белых пятен в законодательстве много.

Какими законами регулируется НЭ?

Порядок и методика проведения независимой экспертизы после ДТП регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральным законом № 40 от 25 апреля 2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» («Об ОСАГО»);
  • Положением Банка России № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» от 19 сентября 2014 года;
  • Положением Банка России № 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» от 19 сентября 2014 года;
  • Приказом Минтранса России № 277 «Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования» от 22 сентября 2016 года.

Когда нужна НЭ после ДТП по ОСАГО

Считается, что независимая экспертиза применяется только для определения стоимости ущерба с целью рассчитать размер выплаты. Однако специалисты, в чьем распоряжении есть методика трасологических, динамических, баллистических исследований, нередко привлекаются для подготовки заключения в суд, Российский союз автостраховщиков, в рамках гражданского производства.

Если между участниками ДТП нет согласия об обстоятельствах аварии, и каждый озвучивает версию невиновности (стоял, двигался по правилам, не превышал скорость), специалист установит реального виновника. Во внимание примут размер повреждений, их глубину, остатки краски и грунта от другой машины, возможность получения ущерба при конкретной скорости и направлении движения. В этом случае эксперт даст заключение о:

  • динамике движения обоих транспортных средств;
  • направлении движения на момент ДТП;
  • степени вины каждого участника аварии;
  • возможности избежания аварии;
  • скрытых повреждениях и их тяжести.

В Екатеринбурге один из скандальных правозащитников, допустивший наезд на впереди идущее транспортное средство, подал в суд на его водителя. Невиновному вменили нарушение п. 8 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению БДД», касающегося знака «Шипы». Проведенная параллельно независимая экспертиза показала: если бы на передней машине стояла «липучка» (с более длинным тормозным путем), аварии удалось бы избежать.

Отметим, что осмотр поврежденного транспортного средства, фотографирование и видеосъемка – это лишь часть работы независимого эксперта. Его главная задача и цель – подготовить документы, которые объективно отразят стоимость ремонта и приведения автомобиля к первозданному виду. Для этих целей специалист обратится к открытой информации по:

  • стоимости автомобиля на момент ДТП;
  • цене деталей с учетом износа или без него;
  • объему и уровню работ по восстановлению авто;
  • стоимости среднестатистических деталей в вашем регионе.

Итогом экспертизы является конкретика в том, как много денег необходимо потратить на восстановление транспортного средства, либо, если оно конструктивно погибло, можно выручить за товарные остатки. Это особо важно, когда автомобиль очень редок в нынешних широтах, и заказ запчастей из-за границы сопряжен с серьезными временными и финансовыми затратами.

Если в ДТП попадет, скажем, очень редкий автомобиль, которых нет в России, СК попытается выплатить сумму, сопоставимую с другими моделями этой же марки. То, что цена запчастей эксклюзива в десятки раз превышает доступные модификации, СК вряд ли заинтересует. Независимый представитель может помочь хотя бы тем, что сумеет найти реальную стоимость элемента, где бы он ни продавался – в США, Японии или Европе.

Требования, предъявляемые к экспертам-техникам

Вот перечень основных требований, которые предъявляются к независимым экспертам:

  • прохождение регулярной аттестации МАК Министерства транспорта РФ;
  • знание методик, требований и иных законодательных актов;
  • проведение всех действий, связанных с экспертизой – осмотр, фиксация, составление отчетов;
  • профильное высшее образование и дополнительное профессиональное образование;
  • обязательное включение в государственный реестр.

Исходя из вышесказанного, специалист должен не только иметь профильное образование, но и пройти аттестацию. Этим подтверждается его профессионализм, актуальность и адекватность проводимых расчетов. Обращаясь в любую НЭ и познакомившись со «своим» мастером, обязательно следует проверить информацию о нем на сайте государственного реестра. В противном случае результаты его экспертизы могут быть признаны ничтожными.

Договор на проведение независимой экспертизы

Составляя договор на проведение НЭ, специалисту необходимо передать следующую информацию:

  • документы на транспортное средство;
  • документы, подтверждающие права на ТС;
  • материалы, относящиеся к ДТП;
  • акт калькуляции повреждений, выданный СК;
  • акт о страховом случае, выданный СК.

Обратите внимание! Вся процедура ведется в рамках Положения ЦБ РФ «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства», устанавливающего очень жесткие требования. В частности, и заявитель, и СК обязаны быть уведомлены письмом о проведении мероприятия с указанием даты и времени. Кроме того, лицо, проводящее НЭ, имеет право запрашивать у сторон объяснения и сведения.

При заказе независимой экспертизы чрезвычайно важно самому присутствовать на ней и постараться привлечь виновника аварии и представителя СК. Поскольку результаты скрепляются синей печатью, прошиваются и подписываются всеми сторонами, и присутствие, и отсутствие сотрудника СК является согласием с результатами исследования.

В договоре на оказание услуг указывается место и время проведения экспертизы, порядковый номер, основание к проведению (включая реквизиты актов калькуляции и о страховом случае), характеристики транспортного средства, описание ДТП и способствовавших ему условий, личности участников, компания, реализовавшая «автогражданку» и стоимость услуги.

Шаги независимой экспертизы по ОСАГО

Проведение независимой экспертизы техником состоит из следующих шагов:

  • осмотр поврежденных элементов;
  • проведение фото- и видеофиксации с описанием;
  • подготовка калькуляции восстановительного ремонта;
  • написание экспертного заключения по проведенной НЭ;
  • подготовка иных сопутствующих документов.

В приведенном перечне стоит обратить внимание на фразу «иные сопутствующие документы». Дело в том, что СК, пытаясь оспорить результаты, требуют акт независимой экспертизы и калькуляцию. Однако приведенное выше Положение ЦБ РФ четко оговаривает: по результатам НЭ готовится только экспертное заключение, полностью описывающее процесс в форме «вопрос-ответ»!

Поскольку в законодательство введена норма досудебного порядка урегулирования спора, сразу после получения на руки всех документов из экспертной организации необходимо обратиться в компанию с требованием доплаты. Если в течение 20 дней с момента получения заявления она отказывается от возмещения, можно подавать в суд в порядке гражданского производства.

Самый благонадежный с большим водительским стажем автолюбитель не может ручаться за действия других водителей транспортных средств. В любой аварии всегда присутствует виновник ДТП и потерпевшие. Дальнейший этап разбирательств по восстановлению автомобиля за счет возмещения ущерба по ОСАГО зачастую приносит дополнительный стресс. Неоценимую помощь сможет оказать независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО.

Целесообразность проведения независимой экспертизы

Возникновение автокатастрофы в обязательном порядке фиксируется путем вызова сотрудников милиции и ГАИ. Самим участникам аварии также необходимо воспользоваться личными средствами фото или видеофиксации в случае возникновения спора между страховщиком и страхователем.

Определяется виновник столкновения и потерпевшие автолюбители. Осмотр места происшествия снимается на видеокамеру, в свою очередь, сотрудники госслужб документируют факт наезда.

Дальнейшие злоключения имеют свойство продолжаться. В СК на основании предоставленных документов рассчитывается сумма ущерба, понесенная в результате аварии. Зачастую страховщик виновной стороны искусственно занижает показания технической экспертизы транспортного средства. Делается это с помощью экспертной оценки сотрудника от страховой компании, который представляет ее интересы.

На основании его показаний оформляется «Акт оценки ущерба» по ОСАГО, а впоследствии составляется расчет не возмещение убытка в результате ДТП. В большинстве случаев данный расчет не соответствует реальному урону и не способен полностью его покрыть.

Как избежать подобной ситуации и получить выплату по ОСАГО при ДТП по реальной оценке? Существует два способа:

  • Внимательно читайте документы в отделе по урегулированию убытков перед их подписанием. Обычно Акт с заниженной оценкой ущерба после ДТП подписывается «не глядя», но потом следует череда недовольства со стороны заявителя.Поэтому в случае неудовлетворения суммой к выплате, заявитель не подписывает расчетный бланк, требуя пересмотра поломок и перерасчета. Либо подписывает Акт в знак ознакомления с ним, но добавляет следующую запись:- «не согласен (на) с указанной суммой».
  • В случае подписания Акта по ущербу при ДТП, но, не считая размер компенсации достаточным, прибегаем к помощи независимого эксперта. Делаем независимую экспертизу и направляем в СК досудебную претензию по ОСАГО.

На заметку! Обращаясь в урегулирование убытков, стоит заблаговременно уяснить вопрос о возможности предоставления заключения независимого оценщика. Это побудит менеджера к более серьезному отношению к вашей персоне.

Как проводится независимая экспертиза по ОСАГО?

Основной целью стороннего оценщика является тщательный осмотр поломок, произошедших в машине вследствие столкновения. Скрытые повреждения и настоящий урон авто, не взятый во внимание специалистом от компании, устанавливается при повторном осмотре.

Непредвзятый подход к делу, не представляющий интересы иных организаций, помогает устанавливать истинную причину происшествия. Узнается, получены они в результате наезда или имелись до аварии. Дело в том, что до аварийное состояние транспортного средства не покрывается страховщиком, но вычитается как амортизационный износ. Повторное определение урона может превышать ранее установленный размер в несколько раз судя по конкретной ситуации.

Помимо досконального изучения причины возникновения сколов, трещин, вмятин и т. д. восстанавливается общая картина автомобильной аварии. Действия эксперта направлены не только на внешние повреждения.

Выясняется скорость движения всех транспортных средств, участвующих в стычке, их расположение после ударов и другие аспекты. Поэтому при возникающих спорах о виновности водителей и невиновности пострадавших, экспертное заключение считается как решающий этап дела. При необходимости специалист может объявить действительную стоимость авто и сумму ущерба при ДТП.

Инициатором проведения независимой экспертизы по ОСАГО является потерпевший участник. Он ее заказывает и оплачивает, так как заинтересован в справедливом исходе событий.

В результате проведения ремонтных работ по направлению от компании, обращаться к независящему специалисту не имеет смысла.

После восстановительного ремонта авто трудно определить первоначальный ущерб. Наличие скрытых поломок подразумевает вскрытие и разбор составляющих кузова. Из этих соображений машину отправляют в СТО (станция технического осмотра) предварительно обговорив время отправки.

В отличие от независимой экспертизы, услуга специалиста от страховой компании является бесплатной. Однако когда разбирательства доходят до суда при ДТП по ОСАГО, может назначаться платная трасологическая экспертиза для выяснения истинной причины поломок. В случае оправдания истца все издержки на проведение оценочных работ и других услуг удерживаются с виновной стороны.

Пакет документов и этапы проведения

Несмотря на то что сторонний оценщик не имеет отношение к страховщикам, ему нужно предоставить следующую документацию:

  • ПТС или свидетельство о регистрации.
  • Извещение о ДТП (копия).
  • Постановление об административном правонарушении (копия).
  • Справка о дорожно-транспортном происшествии (копия).
  • Направление на экспертизу по ОСАГО от СК, если существует договоренность.
  • Иные бланки, которые оформлялись на месте столкновения (копии).

Последовательность осуществления экспертной оценки по ОСАГО после ДТП поможет уяснить систему сделки:

  • В случае досудебного разбирательства выбор стороннего оценщика согласовывается со страховой компанией.
  • Для судебного иска выбирается экспертная организация или физическое лицо в виде частного предпринимателя.
  • Обсуждается время и место осмотра ТС.
  • Направляется приглашение инициатору происшествия и остальным участникам произошедшего.
  • Телеграфируют в страховую организацию о прохождении осмотра за 5 дней до начала процесса. СК должна направить своего представителя в оценочную организацию.
  • Специалист осматривает машину, задавая некоторые вопросы по своему усмотрению.
  • Эксперт составляет Акт приема-передачи по установленной форме, опираясь на обновленные данные специальных программ для предоставления наиболее точных расчетов. К заключению прилагаются фото или видеоматериалы, сделанные им лично.
  • Рассчитывается сумма действительного ущерба в виде сметы. Берутся во внимание рыночные цены.

Сроки проведения экспертизы после ДТП ограничены. На проведение экспертизы после ДТП, составление сметы вместе с рассмотрением документации дается срок 3 рабочих дня.

Составляется оценочный отчет и передается заказчику. Отчет содержит подробный список каждого отдельного повреждения (деталь, запчасти), напротив которого проставляется его действительная стоимость в рублях.

Цена услуги

Стоимость работы оценщиков как в лице частного предпринимателя, так и юридической организации зависит от трех составляющих:

  • Регион РФ.
  • Категория ТС.
  • Степень урона.

К примеру, весь автотранспорт делится на 4 типа: легковой, грузовой, внедорожники и микроавтобусы. Степень поломок разделяется так: легкая до 60 тыс. руб., средняя до 150 тыс. руб. и тяжелая от 150 тыс. рублей. Каждая организация оценщиков располагает индивидуальными расценками, которые заранее обговариваются.

Завышать настоящий урон для повышения оплаты услуг им не позволяет законодательство. Они ответственны за предоставление достоверных сведений.

Автостраховщики при подозрениях на завышение степени поломок могут подать иск в судебный орган. Потери возмещаются с учетом износа автотранспорта и составляет от 50% до 90% суммы реального урона.

Как насчитывается выплата?

Получить страховую выплату более 400 000 рублей не представляется возможным, поскольку это максимальный лимит ответственности автострахователя по автогражданке. Расходы, превышающие рассчитанную компенсацию по максимальному лимиту полиса автогражданки, требуют с инициатора столкновения.

В ходе судебных разбирательств, когда выясняется неплатежеспособность виновника аварии, страховщик может предложить произвести за него оплату недостающих средств. Затем СК направит ему регрессное требование о долге. В зависимости от переплаченной суммы инициатор наезда возвращает «одолженные» средства в порядке рассроченных платежей.

Как не стать жертвой обмана?

Когда СК компенсирует потери единым платежом, перечисленным на лицевой счет клиента, тогда автовладелец самостоятельно ремонтирует машину. Покупает запчасти, устанавливает их или находит подходящую автомастерскую и оплачивает услугу.

Другое дело когда компания направляет авто на ремонт. На сегодняшний день такое «натуральное» покрытие издержек преобладает. Чтобы не стать жертвой обмана, строго следуйте нашим рекомендациям.

  • При выборе автомастерской не спешите с выводами. Проверьте репутацию каждой по отзывам в интернет-ресурсе.
  • Ориентируйтесь на Акт приема-передачи, где перечислены все поломки и недочеты по пунктам.
  • Аналогичный перечень подлежащих восстановлению деталей должен отражаться в договоре с автосервисом.
  • По окончании ремонта внимательно проверьте замену всех поврежденных участков согласно списку договора.
  • Только после проверки авто на ремонт подписывайте Акт приема ТС. При обнаружении недоделок не подписывайте документ, требуя качественного восстановления автотранспорта.

Внимание! Жалобы по некачественному ремонту направляются в урегулирование убытков страховщика. Именно СК несет ответственность за некачественное выполнение ремонтных работ.

При больших потерях в автокатастрофе, заказав услугу стороннего специалиста, вы сможете существенно сэкономить!

Последние материалы сайта