Цель, задачи и виды аудита
Целью аудита согласно Федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица.
Таким образом, главная цель аудита - дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.
Для этого необходимо предусмотреть выполнение следующих задач :
Составление плана и программы проведения аудита;
Определение видов, источников и методов получения аудиторских доказательств;
Проведение аудиторской проверки экономического субъекта;
Выражение мнения по результатам проведенного аудита о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Достижению главной цели способствуют нормы поведения аудитора или (требования) ведения аудиторской деятельности:
Независимость и объективность при проведении проверок. Независимость аудитора обусловлена тем, что он не является сотрудником государственного учреждения, не подчинен контрольно-ревизионным органам и не работает под их контролем, соблюдает стандарты профессионального аудиторского объединения (ассоциации), не имеет на проверяемых предприятиях никаких имущественных или личных интересов. Объективность обеспечивается высокой профессиональной подготовкой аудитора, большим практическим опытом, знанием новейшей методической литературы.;
Конфиденциальность, профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора. Конфиденциальность - важнейшее требование при осуществлении аудиторской деятельности. Аудитор не должен предоставлять никакому органу каких-либо сведений о хозяйственной деятельности проверяемого им объекта. За разглашение секретов своих клиентов он должен нести ответственность по закону, а также моральную, а если предусмотрено договором, то и материальную ответственность. Аудитор должен также обладать необходимой профессиональной квалификацией, заботиться о поддержании ее на должном уровне, соблюдать требования нормативных документов. Аудитор не должен оказывать клиенту услуги в тех областях экономики, в которых не имеет достаточных профессиональных знаний;
Применение новых информационных технологий; умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки;
Доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам;
Ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок;
Аудиторская деятельность достаточно разнообразна. Аудит претерпевал изменения как в процессе своего исторического развития, так и расширяя области своего применения.
Исторически выделяют следующие этапы развития аудита (которые можно рассматривать и как виды аудита):
Подтверждающий аудит. Он заключается в проверке и подтверждении достоверности бухгалтерских документов;
Системно ориентированный аудит. Проверка ориентирована на анализ системы внутреннего контроля предприятия. Если система внутреннего контроля работает эффективно, то объем проверки может быть значительно уменьшен;
Аудит, основанный на риске. Аудиторская экспертиза концентрируется в тех областях, где аудиторский риск выше, при этом сокращается время проверки участков с низкими рисками. Большое значение приобретает определение уровня существенности в аудите и расчет аудиторской выборки.
Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.
Внешний аудит в Российской Федерации с точки зрения направлений аудиторской деятельности и отраслевых особенностей подразделяется на общий аудит, страховой аудит, аудит банков, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.
Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность, организованную самим экономическим субъектом, по проверке и оценке его работы в интересах руководителей и (или) собственников. Цель внутреннего аудита - помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.
Как правило, функции внутреннего аудита включают проверку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, разработку рекомендаций по улучшению этих систем, проверку бухгалтерской и оперативной информации, соблюдения законов и других нормативных актов, проверку деятельности различных звеньев управления, оценку эффективности механизма внутреннего контроля, проверку наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества предприятия, специальные расследования отдельных случаев, например, подозрений в злоупотреблениях, разработку предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления. В табл. 3 представлены основные отличия внутреннего и внешнего аудита.
Факторы | Внутренний аудит | Внешний аудит |
Объект | Внутренние информационные системы предприятия | Система учета и финансовой отчетности предприятия |
Цель | Определяется руководством | Определяется законодательством |
Задачи | Определяются руководством | Определяются в договоре между аудитором и клиентом |
Средства | Выбираются самостоятельно | Определяются общепринятыми стандартами |
Вид деятельности | Исполнительская деятельность | Предпринимательская деятельность |
Характер взаимоотношений | Подчиненность руководству (вертикальные связи) | Равноправное партнерство (горизонтальные связи) |
Субъекты | Главным образом сотрудники предприятия | Независимые специалисты, имеющие аттестат и лицензию |
Квалификация субъектов | Определяется решением руководства | Регламентируется государством |
Оплата аудиторских услуг | Устанавливается решением руководства | Определяется в договоре между аудитором и клиентом |
Ответственность субъектов | Перед руководством за выполнение должностных обязанностей | Перед клиентом и третьими лицами в размере, установленном законодательством |
Методы | С большей степенью точности и детализации | Разнообразные - с меньшей и большей степенью точности и детализации |
Отчетность | Весь отчет представляется руководству | Итоговая часть заключения является публикуемой, аналитическая часть (отчет) представляется руководству |
Периодичность | Процесс осуществляется непрерывно | Как правило, один раз в год |
Различают также первоначальный аудит и согласованный (продолжающийся) аудит. Первоначальный аудит проводится аудитором впервые для данного проверяемого субъекта, что существенно увеличивает риск и трудоемкость проверки, так как у аудиторов нет информации об особенностях деятельности клиента, уровне внутреннего контроля и т.п.
Согласованный аудит осуществляется повторно. При этом планирование и проведение аудита основано на знании специфики деятельности клиента и организации бухгалтерского учета на предприятии. Зачастую аудиторская фирма оказывает и консультационные услуги проверяемому предприятию, что также позволяет снизить риск аудита и повысить его надежность, не увеличивая объем аудиторской выборки.
С точки зрения проверяемых экономических субъектов аудит можно подразделить на следующие виды:
Общий аудит (аудит предприятий и организаций, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, учреждений);
Банковский аудит (аудит банков и других кредитных организаций);
Аудит страховых организаций;
Аудит бирж;
Аудит внебюджетных фондов;
Аудит инвестиционных фондов.
В последнее время появились такие виды аудита, как налоговый аудит, экологический аудит, строительный аудит и др.
Аудит бывает инициативным (добровольным ), когда он проводится по решению руководства предприятия или его учредителей, или обязательным , если его проведение обусловлено прямым указанием в федеральном законе или постановлении Правительства РФ.
Основная цель ИНИЦИАТИВНОГО АУДИТА - выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности.
Инициативный аудит проводится обычно по решению руководства экономического субъекта. Цели инициативного аудита могут быть самыми различными: контроль и анализ состояния бухгалтерского учета в целом или отдельных его разделов; выявление состояния финансовой отчетности; организация делопроизводства по бухгалтерскому учету; оценка применяемых средств и методов автоматизации учета; оценка состояния расчетов по налогообложению и др.
Проведение инициативного аудита может быть обусловлено несколькими причинами. Во-первых, многие предприятия, особенно экс-государственные, процедуру приватизации и акционирования, лишились контроля со стороны специальных органов. Во-вторых, имеет место текучесть бухгалтерских кадров, которая, в свою очередь, вызывается различными обстоятельствами - недостаточно высокой оплатой, нежеланием руководства новых экономических структур относиться к главному бухгалтеру как к одному из основных контролеров за законностью хозяйственных операций и др. В-третьих, причиной проведения инициативного аудита может стать низкая квалификация бухгалтерских кадров на некоторых предприятиях, особенно на вновь образованных.
Инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим. При тематическом аудите контролю и анализу подвергаются только отдельные разделы и участки учета. Различной может быть и глубина проверки: полная и сплошная проверка данных учета, начиная с первичных документов, проведение инвентаризации активов и обязательств, выборочная проверка данных первичного учета или только данных, содержащихся в учетных регистрах и отчетности.
Если инициативный аудит носит комплексный характер, то охватывает все приведенные выше цели. Методика проведения инициативного аудита не отличается от проведения обязательного аудита.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ проводится в следующих случаях (статья 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности»):
1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей ;
5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
6) в иных случаях, установленных федеральными законами.
Обязательный аудит проводится ежегодно.
Аудит организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов , государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями .
Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов , государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается только по итогам участия в открытом конкурсе в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 307-ФЗ обязательный аудит проводится ежегодно. Срок, в течение которого должна быть проведена аудиторская проверка, не утвержден
.
В то же время п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) установлено, что организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять:
Квартальную бухгалтерскую отчетность - в течение 30 дней по окончании квартала;
Годовую бухгалтерскую отчетность - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
В соответствии с пп. "г" п. 2 ст. 13 Закона N 129-ФЗ аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности и подтверждает ее достоверность, если в соответствии с федеральными законами в организации должен проводиться обязательный аудит.
Таким образом, аудиторская проверка организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, должна быть назначена и проведена в сроки, позволяющие представить аудиторское заключение в налоговый орган по месту учета в течение 90 дней по окончании года (постановление ФАС Центрального округа от 25.07.2007 N А64-5050/06-15).
В рассматриваемой ситуации бухгалтерская отчетность за 2012 год должна быть представлена не позднее 31.03.2013, следовательно, аудиторская проверка организации должна быть назначена и проведена до наступления указанной даты, в сроки, позволяющие представить аудиторское заключение в налоговый орган по месту учета*(1).
Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
При этом аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.
Основная цель аудита может дополняться и другими целями, обусловленными договором на проведение аудита , например, улучшение финансового состояния аудируемого лица (разработка мероприятий), оптимизация затрат и финансового результата и другие.
Задачами аудита являются:
1. оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
2. оценка правильности и законности совершения бухгалтерских записей;
3. оказание помощи управляющим органам организации путем выработки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений;
4. ориентирование организации на будущие события, которые могут повлиять на хозяйственную деятельность (перспективный анализ);
5. выявление резервов роста финансовых ресурсов организации;
6. проверка соблюдения действующего законодательства в области налогообложения;
7. подтверждение достоверных отчетов или констатация их недостоверности.
Для достижения основной цели аудитор должен составить мнение по следующим вопросам:
Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита, но они могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.
Под сопутствующими аудиту услугами понимается:
Постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
Налоговое консультирование;
Анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
Управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
Правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
Автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
Оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
Разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
Проведение маркетинговых исследований;
Проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
Обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
Оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
Источник - Абакумова А.В. Основы аудита. Учебное пособие. – СПб.: СПб ГУИТМО, 2009. – 56 стр.
Основы аудита: учебное пособие / Н. А. Богданова, М. А. Рябова. – Ульяновск: УлГТУ, 2009. – 229 с.
Аудитом называется независимая проверка состояния и ведения бухгалтерского учета, с тем, чтобы убедиться в обоснованности финансовой отчетности и ее соответствии нормативным документам.
Аудитор - физическое лицо, аттестованное Квалификационной комиссией по аттестации кандидатов в аудиторы, получившее квалификационное свидетельство о присвоении квалификации «аудитор».
Аудит следует рассматривать как:
а) процесс защиты интересов собственников, подавляющая часть которых не составляет финансовую отчетность, но для которых крайне важно, чтобы она не содержала существенных искажений, а тем более злоупотреблений со стороны нанятой ими администрации;
б) процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для других пользователей такой отчетности, публикуемой различными организациями. (Полное устранение информационного риска при помощи аудита невозможно).
Целью аудита финансовой отчетности является предоставление возможности аудитору выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность по всем существенным аспектам в соответствии с установленной концептуальной основой представления финансовой отчетности.
Цель аудита может быть дополнена в зависимости от предусмотренных договором с клиентом оказываемых услуг: выявления резервов лучшего использования имеющихся активов предприятия; анализом правильности начисления налогов; разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия; оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов др.
Для достижения цели аудита перед аудиторами стоят следующие задачи :
1. Обеспечение достоверности финансовой отчетности предприятия;
2. Сбор и оценка достаточного количества компетентных сведений, чтобы создать логически обоснованную базу для принятия решений;
3. Систематический и всесторонний анализ экономики организации или определенного его вида деятельности;
4. Проверка соответствия деятельности его Уставу, обоснованности составленного бизнес-плана.
5. Контроль за соблюдением законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность предприятия, ведение бухгалтерского учета, составления отчетности.
6. Проверка первичных документов.
7. Оказание консультационной помощи клиентам в части правильной организации и ведения бухгалтерского учета, в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами, а также по другим вопросам, интересующих клиентов;
8. Содействие укреплению и возрастанию собственности клиента, поскольку аудит защищает прежде всего интересы клиента. Аудитор указывает администратору на выявленные недостатки и дает рекомендации как приумножить собственность предприятия.
Главная задача аудита заключается в проверке достоверности финансовой отчетности и высказывания о ней мнения заказчику.
Аудиторская деятельность - предпринимательская деятельность по проведению аудита финансовой отчетности и прочей информации, связанной с финансовой отчетностью, и предоставлению услуг по профилю деятельности.
Правом на занятие аудиторской деятельностью обладают аудиторские организации, имеющие лицензию на осуществление аудиторской деятельности.
Аудиторские организации, помимо аудита, могут оказывать также следующие услуги по профилю своей деятельности:
1) сопутствующие услуги по профилю своей деятельности в соответствии со стандартами аудита;
2) восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности;
3) внутренний аудит;
4) консультирование по вопросам применения законодательства по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и ведения налогового учета;
5) формирование первичных статистических данных;
6) анализ финансово-хозяйственной деятельности и финансовое планирование, экономическое, финансовое и управленческое консультирование;
7) консультирование по вопросам ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
8) обучение по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, налогообложению, аудиту и анализу финансово-хозяйственной деятельности и финансового планирования;
10) разработку методических пособий и рекомендаций по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, аудиту, анализу финансово-хозяйственной деятельности и финансового планирования, по оказанию сопутствующих услуг по профилю своей деятельности в соответствии со стандартами аудита;
11) юридические услуги, связанные с аудиторской деятельностью;
Аудиторским организациям запрещается заниматься иными видами предпринимательской деятельности.
В странах с развитой рыночной экономикой , в которых аудит существует давно, понятие "аудит" трактуется весьма многообразно. Так, в Великобритании, где институт аудита существует с XIX в. (1862), под аудитом понимают независимую проверку финансовой отчетности предприятия и выражение мнения о ее достоверности. По мнению американских специалистов (в США закон об обязательном аудите вышел в 1937 г.), аудит — это сбор и оценка фактов, касающихся функционирования экономического субъекта, осуществляемые компетентным независимым лицом.
Международный комитет по аудиторской практике, в который входят представители всех основных профессиональных бухгалтерских организаций, дал такое определение: "Аудит — это независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленныхзаконом". Созданный в 1971 г. Комитет американской бухгалтерской ассоциации по основным концепциям учета (American Accounting Association — Committee on Basic Auditing Concepts) дал следующее определение аудита: "Аудит — это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям". Кроме того, подчеркивается, что аудит — это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска.
В соответствии с п. 2 и 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" "аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности", а "аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами". Таким образом, "аудит" и "аудиторская деятельность" — разные понятия. В принципе, отличие аудита от аудиторской деятельности состоит в том, что аудиторская деятельность наряду с собственно аудитом предусматривает проведение сопутствующих аудиту мероприятий. Это постановка, восстановление и ведение учета; составление бухгалтерской отчетности; обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью; бухгалтерское, налоговое и управленческое консультирование; анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций; юридическая помощь в вопросах, связанных с аудиторской деятельностью, и оказание других услуг, требующих от исполнителя компетенции в областях собственно аудита, бухгалтерского учета , экономического анализа, хозяйственного права , налогообложения и т. п.
Аудит и аудиторская деятельность различаются и по результатам выполненной работы. Результатом собственно аудита является аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности, отчет аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведенного аудита, т. е. выводы аудиторов о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах. Результатом оказания сопутствующих аудиту услуг являются, например, фактические и прогнозные экономические оценки инвестиционных проектов, качественные характеристики организационной структуры управления организацией и т. п.
Особое значение имеет тот факт, что проверку соблюдения действующего законодательства в ведении бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности предприятия осуществляет независимый аудитор.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" "аудитор — это физическое лицо , получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов".
Следует отметить, что аудитор — это не только физическое лицо. Аудитором принято называть и аудиторскую фирму, проводящую аудит предприятия. В связи с этим нам более убедительным представляется такое определение: "Аудитор — это частное физическое лицо или аудиторская фирма, проводящие аудит предприятия и оказывающие ему сопутствующие услуги".
Формальное звание аудитора в России было введено Петром I, который в Воинском уставе (1716) и в "Табели о рангах" к воинским чинам причислил и аудитора. Должность аудитора, по существу, совмещала некоторые обязанности делопроизводителя, судебного секретаря и прокурора .
После проведения в России военно-судебной реформы в 1867 г. должность аудитора была упразднена.
Как отмечает известный специалист в области аудита профессор Ю. А. Данилевский, попытки создать институт аудита в России предпринимались в 1889,1912 и 1928 гг., но по разным причинам оказывались безуспешными.
Налоговый аудит проводится с целью установить соблюдение налогового законодательства и налоговой политики организации, иными словами, это аудиторская проверка правильности и
Аудит на соответствие требованиям — это проверка определенного участка финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целях установления его соответствия каким-либо предписанным условиям, например анализ работы инвестиционного потенциала предприятия и т. п.
Кроме перечисленных видов аудита существует управленческий аудит. Это один из видов консультационных услуг, предоставляемых клиенту для повышения эффективности использования его ресурсов, а также оценка эффективности производства и финансовых вложений.
По времени осуществления различают первоначальный аудит, согласованный и оперативный.
Первоначальный аудит проводится впервые для данного предприятия, что существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают информацией об особенностях деятельности предприятия.
Согласованный аудит осуществляется повторно или регулярно и поэтому основан на знании специфики клиента, состояния его учетно-финансовой работы, на результатах сотрудничества с клиентом. Согласованный аудит иначе называют повторяющимся аудитом.
В этой связи Международная федерация бухгалтеров рассматривает вопрос об ограничении срока повторяющегося аудита тремя — пятью годами.
Оперативный аудит представляет собой кратковременную аудиторскую проверку для установления общей оценки состояния учета, отчетности, эффективности внутреннего контроля и т. н.
Профессиональную деятельность аудиторов регулируют стандарты аудиторской деятельности .
Стандарты аудита — это документы, формирующие единые базовые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, при соблюдении которых обеспечивается надлежащий уровень качества проведения аудита и оказания сопутствующих услуг. Аудиторские стандарты устанавливают общий подход к проведению аудита, методологию его проведения, порядок составления аудиторского заключения, отчетов аудиторов, а также базовые принципы, которые должны соблюдать все аудиторы. Значение аудиторских стандартов состоит в том, что они:
В настоящее время различают три группы стандартов: национальные (отечественные), международные, внутрифирменные.
Принято считать, что национальные (отечественные) стандарты аудита существуют в каждой стране, имеющей специфику ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. В России также согласно Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" разрабатываются федеральные стандарты аудиторской деятельности. Их разрабатывает федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности. С 2009 г. федеральные стандарты утверждаются Министерством финансов РФ.
Федеральные (отечественные) стандарты аудиторской деятельности разрабатываются на основе международных стандартов аудита (МСА) и в значительной мере соответствуют им.
Российским ФПС АД присвоены номера в порядковой последовательности их утверждения.
С мая 2010 г. была начата разработка новой версии федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД), предусмотренных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности". До настоящего времени разработано, утверждено и принято к исполнению девять ФСАД. До полной разработки ФСАД будут действовать федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые по мере утверждения ФСАД будут отменяться как утратившие силу (см. табл. 1).
Таблица 1
ФСАД 1/2010 | Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности | |
ФСАД 2/2010 | Модифицированное мнение в аудиторском заключении | Приказ Минфина России от 20.05.2010 №46н |
ФСАД 3/2010 | Дополнительная информация в аудиторском заключении | Приказ Минфина России от 20.05.2010 т 46н |
ФСАД 4/2010 Утратил силу |
Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля Положение "О принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля" |
Приказ Минфина России от 20.02.2010 №16н Приказ Минфина России OT1B.12.2015 №. 203н |
ФСАД 5/2010 | Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита | Приказ Минфина России от 17.08.2010 №90н |
ФСАД 6/2010 | Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита | Приказ Минфина России от 17.08.2010 №90н {в ред. от 16.08.2011 №99) |
ФСАД 7/2011 | Аудиторские доказательства | |
ФСАД 8/2011 | Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам | Приказ Минфина России от 16.08.2011 №99н |
ФСАД 9/2011 | Особенности аудита отдельной | Приказ Минфина России от 16.08.2011 №99н |
ФПСАД № 1 | Цель и основные принципы аудита | Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 |
ФПСАД № 2 | Документирование аудита | |
ФПСАД № 3 | Планирование аудита | Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 |
ФПСАД № 4 | Существенность в аудите | Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 |
ФПСАД № 5 | Утратило силу | |
ФПСАД № 6 | Утратило силу | |
ФПСАД № 7 | Контроль качества вьшолнения заданий по аудиту | Постановление Правительства РФ от19.11.2008 № 863 |
ФПСАД № 8 | Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности | Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 №863, от 27,01.2011 №30 |
ФПСАД № 9 | Связанные стороны | Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 №863 |
ФПСАД № 10 | События после отчетной даты | |
ФПСАД №11 | Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица | Постановление Правительства РФ от 04.07.2003 №405 |
ФПСАД №12 | Согласование условий проведения аудита | |
ФПСАД № 13 | Утратило силу | |
ФПСАД № 14 | Утратило силу | |
ФПСАД № 15 | Утратило силу | |
ФПСАД № 16 | Аудиторская выборка | Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 №532 |
ФПСАД №17 | Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях | Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 № 22В |
ФПСАД № 18 | Получение аудитором подтверждающей информации из внешних | |
ФПСАД № 19 | Особенности первой проверки аудируемого лица | Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 №228 |
ФПСАД № 20 | Аналитические процедуры | Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 № 228 |
ФПСАД № 21 | Особенности аудита оценочных | Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 № 228 |
ФПСАД № 22 | Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника | Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 № 228, от 02.08.2010 № 586 |
ФПСАД № 23 | Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица | Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 № 228 |
ФПСАД № 24 | отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами | |
ФПСАД № 25 | Учет особенностей | |
ФПСАД № 26 | Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 № 523 | |
ФПСАД № 27 | Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 №523 | |
ФПСАД № 28 | Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 № 523 | |
ФПСАД № 29 | Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 №523 | |
ФПСАД № 30 | Выполнение согласованных процедур в отногпении финансовой информации | Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 №523 |
ФПСАД № 31 | Компиляция финансовой информации | Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 №523 |
ФПСАД № 32 | ||
ФПСАД № 33 | Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской)отчетности | Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 557 |
ФПСАД № 34 | Контроль качества услуг | Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 №557 |
Международные стандарты аудита. На международном уровне профессиональные требования к аудиту разрабатывает Международная федерация бухгалтеров (IFAC). В рамках IFAC международные стандарты аудита выпускает Международный комитет по аудиторской практике (IAPC). Цель международных стандартов состоит в следующем: во-первых — способствовать развитию аудиторской профессии в тех странах, в которых уровень профессионализма аудиторов ниже общемирового, и во-вторых — унифицировать работу аудита в международном масштабе.
В постсоветском пространстве на русский язык МСА переводились несколько раз: первое официальное издание МСА было представлено в 2000 г., второе — в 2002 г., имеются также неофициальные переводы. Работа над совершенствованием МСА ведется постоянно.
В табл. 2 приводится классификация разделов и стандартов МСА и ПМAП (Положения по международной аудиторской практике) применительно ко второму официальному изданию.
Таблица 2
Вводные аспекты (100-199) | |
100 | |
120 | Основные принципы Международных стандартов аудита |
Обязанности (200-299) | |
200 | Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой |
210 | Условия аудиторских заданий |
220 | Контроль качества работы в аудите |
330 | Документирование |
240 | Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности |
240A | Мошенничество и ошибка |
250 | Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой |
260 | |
Планирование (300-399) | |
300 | Планирование |
310 | Знание бизнеса |
320 | Существенность в аудите |
Внутренний контроль (400-499) | |
400 | Оценка рисков и внутренний контроль |
401 | Аудит в среде компьютерных информационных систем |
402 | Учет при аудите особенностей субъектов, использующих обслуживающие организации |
Аудиторские доказательства (500-599) | |
500 | Аудиторские доказательства |
501 | Аудиторские доказательства — дополнительное рассмотрение особых статей |
505 | Внешние подтверждения |
510 | Первичные задания — начальное сальдо |
520 | Аналитические процедуры |
530 | Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного тестирования |
540 | Аудит оценочных значений |
550 | Связанные стороны |
560 | Последующие события |
570 | Непрерьшность деятельности |
580 | Заявления руководства |
Использование работы третьих лиц (600-699) | |
600 | Использование работы другого аудитора |
610 | Рассмотрение работы внутреннего аудита |
620 | Использование работы эксперта |
Аудиторские выводы и подготовка отчетов (заключений) (700-799) | |
700 | |
700А | Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности |
710 | Сопоставимые значения |
720 | Прочая информация в документах, содержащих проаудированную |
Специализированные области (800—899) | |
800 | Аудиторский отчет (заключение) по аудиторским заданиям для специальных целей |
810 | Исследование ожидаемой финансовой информации |
Сопутствующие услуги (900-999) | |
910 | Задание по обзорной проверке финансовой отчетности |
920 | Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации |
930 | Задания по компиляции финансовой информации |
Положения по международной аудиторской практике (1000-1100} | |
1000 | Процедуры межбанковского подтверждения |
1001 | Среда ИТ — Автономные персональные компьютеры |
1002 | |
1003 | Среда ИТ — Система баз данных |
1004 | Взаимоотношения между органами банковского надзора и внепшими аудиторами |
1005 | Особенности аудита малых предприятий |
1006 | Аудит международных коммерческих банков |
1008 | Оценка рисков и система внутреннего контроля — характеристики КИС и связанные с ними вопросы |
1009 | Методы аудита с помощью компьютеров |
1010 | Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности |
1012 | Аудит производственных финансовых инструментов |
До настоящего времени указанный выше вариант перевода на русский язык международных стандартов аудита в России остается официальным.
Следует сказать, что более поздние переводы МСА на русский язык были сделаны в странах СНГ (в Республике Казахстан и на Украине). Но в России официально признается выше представленный перевод МСА и ПМЛП.
Внутрифирменные стандарты аудита, как отмечено в Федеральном законе "Об аудиторской деятельности", могут разрабатывать сами аудиторские организации для своей работы.
Внутрифирменные стандарты представляют собой набор внутрифирменных правил, инструкций, которые детализируют требования общепринятых стандартов и доводят их до уровня конкретных методик и указаний, позволяющих предметно проверять, например, специфические аспекты отрасли и другие вопросы.
Основные требования, предъявляемые к внутрифирменным стандартам аудита, состоят в том, что они должны:
Целесообразность применения внутрифирменных стандартов состоит в том, что они обеспечивают единый подход к аудиторской проверке в конкретной аудиторской организации.
Наличие внутрифирменных стандартов и их методического сопровождения является своеобразным показателем профессионализма работы фирмы. Содержание этих стандартов представляет собой закрытую информацию. Практически это интеллектуальная собственность аудиторской организации.
Аудит и аудиторская деятельность. (см. ст. 1 закона). Прочие аудиторские услуги.
независимой проверке
Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
Объектом аудита является бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций и отражение в ней итоговой производственно-хозяйственной деятельности.
Финансовый аудиторский контроль осуществляют аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.
Сопутствующие аудиту услуги – это отличные от аудита услуги, перечень которых устанавливается аудиторскими стандартами:
1. Обзорные проверки.
2. Согласованные процедуры и компеляции финансовой отчетности.
Прочие аудиторские услуги (ст.1 ч.7 ФЗ №307):
1. Постановка, восстановление и ведение бух учета.
2. Составление бухгалтерской отчетности.
3. Налоговое консультирование. Сюда входят финансовые и управленческие консультации, оценочная деятельность и разработка инвестиционных проектов, обучение в областях связанных с финансовой деятельностью.
Аудиторская фирма, заключившая договор на восстановление и/или ведение бух учета не может проводить в этой организации аудиторскую проверку.
Поскольку сопутствующие услуги не являются аудитом, аудитора, исполняющего их, называют исполнителем.
Виды аудита и аудиторских услуг.
Классификация аудита:
a. Независимый.
b. Государственный.
c. Внутренний.
2. По законодательству:
a. Обязательный
b. Инициативный.
3. По частоте проведения:
a. Первоначальный.
b. Повторяющийся.
4. По целям:
a. Финансовый аудит.
b. Аудит на соответствие законодательству.
c. Специальный аудит (работа по аттестации).
d. Налоговый.
e. Управленческий и т.д.
5. По направленности:
b. Банковский.
c. Страховых организаций и т.д.
Аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей.
Сущность аудита заключается не только в подтверждении или не подтверждении бух отчетности, но и в оценке эффективности хозяйственной деятельности аудируемых лиц, их способности продолжать дальнейшую деятельность. Также аудит предусматривает разработку предложений по оптимизации деятельности предприятий.
Аудиторскую проверку следует отличать от ревизии.
Содержание элементов | Аудит | Ревизия |
Определение | предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей. | Это проверка осуществляемая гос. органами, с целью наказаний виновных лиц в мошенничестве и хищении. |
Цель. | Формирование мнения о верности, объективности, законности учета и отчетности, возможностях и о способах предупреждения кризисных ситуаций и банкротства предприятий всех форм собственности | Установление достоверности и законности бухучета и отчетности, выявление недостач, растрат, краж товарно-материальных ценностей, предупреждение финансовых злоупотреблений предприятий госсектора, организаций, финансируемых за счет бюджета |
Задачи | - оценка системы учета и внутреннего контроля как элементов менеджмента; - оценка аудиторского риска; - установление верности, объективности и законности учета и отчетности; - разработка рекомендаций по оптимизации систем учета и внутреннего контроля для упрочения финансового положения клиента. | -Установление целесообразности, законности совершенных хозяйственных операций и их отражения в учете и отчетности; - оценка организации бухучета с точки зрения обеспечения сохранности государственной собственности; |
Субъекты | Аудиторские фирмы, индивидуальные аудиторы | Органы государственного финансового контроля |
Объекты | Системы учета и внутреннего контроля, информационные системы | Состояние учета и отчетности, сохранность государственной собственности |
Порядок организации | Этапы организации идентичны (различия возникают при осуществлении контрольных процедур | |
Проводится на основе заключенного договора с предприятием-заказчиком (обязательный – ежегодно либо раз в три года; инициативный – в любое время) | Проводится на основе приказа руководителя территориального органа государственного финансового контроля (периодичность – ежегодно, по поручению правоохранительных органов – в любое время) | |
Состав контрольной информации | Аудиторский отчет в составе: -информации аудируемому лицу; - аудиторского заключения; | Акт ревизии |
Пользователи контрольной информации | Собственники капитала предприятия (учредители), инвесторы (акционеры. Банки), деловые партнеры, государственные администрации | Руководитель вышестоящей организации, руководитель предприятия, администрация |
Аудит и ревизия рассматривают 1 предмет – финансово-хозяйственная деятельность предприятия.
Их общая цель: выявление негативных явлений в производственной и финансово-хозяйственной деятельности.
Любому бизнесу нужен рост и расширение. Например, если вы владеете заводом, вы модернизируете производство и устанавливаете больше станков. А что если вы владеете интернет-магазином? Тогда основной задачей будет увеличить число продаж и найти постоянных п
Дата: 14 Фев 2018 Обновление : в сентябре 2018 года МТС запустил новый сезон викторины «Блиц». Подробнее об этом - . 13 февраля 2018 года мобильный оператор МТС запустил новую игру-викторину – «Блиц ». Только вчера я писал о запуске , а вот уже и МТС
После подключения к нашей сети Вам необходимо оплатить услуги в течение трех дней после подключения. Если Вы подключаетесь по акции, Вы можете пополнить баланс Вашего лицевого счета наличным способом, передав денежные средства мастеру. Мастер выдаст Вам д
В поисках вариантов для рефинансирования кредитов заемщики стараются найти предложение с наиболее выгодными процентными ставками. В 2017 году в этой области безусловным лидером стал банк Райффайзен. Он предлагает клиентам перевести к себе имеющиеся у них
Первые шаги в фондовых торгах обычно осуществляются с помощью и под непосредственным контролем профессиональных брокеров. Удачно подобранный брокер поможет вам создать ваш первый капитал в фондовых торгах и создать фундамент для более прибыльной торговли
Январь 2nd, 2019 uspeshnoe-deloМоментальные биткоин краны отличаются от тем, что заработанные сатоши сразу поступают на Ваш микрокошелек. Количество таких сайтов в разы превышает те, с которых выплаты производятся лишь по определенным дням недели. Оно, н