Общие сведения о работе аудиторов в россии. Виды аудиторской деятельности Сущность аудита и аудиторская деятельность

23.05.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Цель, задачи и виды аудита

Целью аудита согласно Федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица.

Таким образом, главная цель аудита - дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.

Для этого необходимо предусмотреть выполнение следующих задач :

Составление плана и программы проведения аудита;

Определение видов, источников и методов получения ауди­торских доказательств;

Проведение аудиторской проверки экономического субъекта;

Выражение мнения по результатам проведенного аудита о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Достижению главной цели способствуют нормы поведения аудитора или (требова­ния) ведения аудиторской деятельности:

Независимость и объектив­ность при проведении проверок. Независимость аудитора обусловлена тем, что он не является со­трудником государственного учреждения, не подчинен контрольно-ревизионным органам и не работает под их контролем, соблюдает стандарты профессионального аудиторского объединения (ассоциа­ции), не имеет на проверяемых предприятиях никаких имуществен­ных или личных интересов. Объективность обеспечивается высокой профессиональной подготовкой аудитора, большим практическим опытом, знанием новейшей методической литературы.;

Конфиденциальность, профессиона­лизм, компетентность и добросовестность аудитора. Конфиденциальность - важнейшее требование при осуществлении аудиторской деятельности. Аудитор не должен предоставлять никако­му органу каких-либо сведений о хозяйственной деятельности прове­ряемого им объекта. За разглашение секретов своих клиентов он должен нести ответственность по закону, а также моральную, а если пре­дусмотрено договором, то и материальную ответственность. Аудитор должен также обладать необходимой профессиональной квали­фикацией, заботиться о поддержании ее на должном уровне, соблю­дать требования нормативных документов. Аудитор не должен ока­зывать клиенту услуги в тех областях экономики, в которых не имеет достаточных профессиональных знаний;



Применение новых информационных технологий; умение принимать рациональные ре­шения по данным аудиторской проверки;

Доброжелательность и ло­яльность по отношению к клиентам;

Ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудитор­ских проверок;

Аудиторская деятельность достаточно разнообразна. Аудит претер­певал изменения как в процессе своего исторического развития, так и расширяя области своего применения.

Исторически выделяют следующие этапы развития аудита (кото­рые можно рассматривать и как виды аудита):

Подтверждающий аудит. Он заключается в проверке и подтверж­дении достоверности бухгалтерских документов;

Системно ориентированный аудит. Проверка ориентирована на анализ системы внутреннего контроля предприятия. Если система внутреннего контроля работает эффективно, то объем проверки может быть значительно уменьшен;

Аудит, основанный на риске. Аудиторская экспертиза концент­рируется в тех областях, где аудиторский риск выше, при этом сокра­щается время проверки участков с низкими рисками. Большое значе­ние приобретает определение уровня существенности в аудите и расчет аудиторской выборки.

Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетно­сти хозяйствующего субъекта.

Внешний аудит в Российской Федерации с точки зрения на­правлений аудиторской деятельности и отраслевых особенностей подразделяется на общий аудит, страховой аудит, аудит банков, ау­дит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

Внутренний аудит представляет собой независимую деятель­ность, ор­ганизованную самим экономическим субъектом, по проверке и оценке его работы в интересах руководителей и (или) собственников. Цель внутреннего аудита - помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может и не быть штатных ауди­торов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно пору­чить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.

Как правило, функции внутреннего аудита включают проверку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, разработку реко­мендаций по улучшению этих систем, проверку бухгалтерской и опе­ративной информации, соблюдения законов и других нормативных актов, проверку деятельности различных звеньев управления, оценку эффективности механизма внутреннего контроля, проверку наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества предприятия, специальные расследования отдельных случаев, например, подозрений в злоупотреблениях, разработку предложений по устранению выявлен­ных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности уп­равления. В табл. 3 представлены основные отличия внутреннего и внешнего аудита.

Факторы Внутренний аудит Внешний аудит
Объект Внутренние информационные системы предприятия Система учета и финансовой от­четности предприятия
Цель Определяется руководством Определяется законодательством
Задачи Определяются руководством Определяются в договоре между аудитором и клиентом
Средства Выбираются самостоятельно Определяются общепринятыми стандартами
Вид деятельности Исполнительская деятельность Предпринимательская деятель­ность
Характер взаимоотношений Подчиненность руководству (вертикальные связи) Равноправное партнерство (горизонтальные связи)
Субъекты Главным образом сотрудники предприятия Независимые специалисты, имеющие аттестат и лицензию
Квалификация субъектов Определяется решением руко­водства Регламентируется государством
Оплата аудиторских услуг Устанавливается решением ру­ководства Определяется в договоре между аудитором и клиентом
Ответственность субъектов Перед руководством за выпол­нение должностных обязаннос­тей Перед клиентом и третьими ли­цами в размере, установленном законодательством
Методы С большей степенью точности и детализации Разнообразные - с меньшей и большей степенью точности и де­тализации
Отчетность Весь отчет представляется руко­водству Итоговая часть заключения явля­ется публикуемой, аналитическая часть (отчет) представляется руко­водству
Периодичность Процесс осуществляется непре­рывно Как правило, один раз в год

Различают также первоначальный аудит и согласованный (продол­жающийся) аудит. Первоначальный аудит проводится аудитором впе­рвые для данного проверяемого субъекта, что существенно увеличива­ет риск и трудоемкость проверки, так как у аудиторов нет информации об особенностях деятельности клиента, уровне внутреннего контроля и т.п.

Согласованный аудит осуществляется повторно. При этом планиро­вание и проведение аудита основано на знании специфики деятель­ности клиента и организации бухгалтерского учета на предприятии. Зачастую аудиторская фирма оказывает и консультационные услуги проверяемому предприятию, что также позволяет снизить риск аудита и повысить его надежность, не увеличивая объем аудиторской вы­борки.

С точки зрения проверяемых экономических субъектов аудит можно подразделить на следующие виды:

Общий аудит (аудит предприятий и организаций, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, учреждений);

Банковский аудит (аудит банков и других кредитных организа­ций);

Аудит страховых организаций;

Аудит бирж;

Аудит внебюджетных фондов;

Аудит инвестиционных фондов.

В последнее время появились такие виды аудита, как налоговый аудит, экологический аудит, строительный аудит и др.

Аудит бывает инициативным (добровольным ), когда он прово­дится по решению руководства предприятия или его учредителей, или обязательным , если его проведение обусловлено прямым указа­нием в федеральном законе или постановлении Правительства РФ.

Основная цель ИНИЦИАТИВНОГО АУДИТА - выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогооб­ложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности.

Инициативный аудит проводится обычно по решению руково­дства экономического субъекта. Цели инициативного аудита могут быть самыми различными: контроль и анализ состояния бухгалтер­ского учета в целом или отдельных его разделов; выявление состоя­ния финансовой отчетности; организация делопроизводства по бух­галтерскому учету; оценка применяемых средств и методов автомати­зации учета; оценка состояния расчетов по налогообложению и др.

Проведение инициативного аудита может быть обусловлено не­сколькими причинами. Во-первых, многие предприятия, особенно экс-государственные, процедуру приватизации и акционирования, лишились контроля со стороны специальных органов. Во-вторых, имеет место текучесть бухгалтерских кадров, которая, в свою очередь, вы­зывается различными обстоятельствами - недостаточно высокой оп­латой, нежеланием руководства новых экономических структур отно­ситься к главному бухгалтеру как к одному из основных контролеров за законностью хозяйственных операций и др. В-третьих, причиной проведения инициативного аудита может стать низкая квалификация бухгалтерских кадров на некоторых предприятиях, особенно на вновь образованных.

Инициативный аудит может быть как комплексным, так и те­матическим. При тематическом аудите контролю и анализу под­вергаются только отдельные разделы и участки учета. Различной может быть и глубина проверки: полная и сплошная проверка данных учета, начиная с первичных документов, проведение ин­вентаризации активов и обязательств, выборочная проверка дан­ных первичного учета или только данных, содержащихся в учет­ных регистрах и отчетности.

Если инициативный аудит носит комплексный характер, то охватывает все приведенные выше цели. Методика проведения инициативного аудита не отличается от проведения обязатель­ного аудита.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ проводится в следующих случаях (статья 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности»):

1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей ;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Аудит организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов , государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями .

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов , государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается только по итогам участия в открытом конкурсе в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 307-ФЗ обязательный аудит проводится ежегодно. Срок, в течение которого должна быть проведена аудиторская проверка, не утвержден .
В то же время п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) установлено, что организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять:

Квартальную бухгалтерскую отчетность - в течение 30 дней по окончании квартала;

Годовую бухгалтерскую отчетность - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

В соответствии с пп. "г" п. 2 ст. 13 Закона N 129-ФЗ аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности и подтверждает ее достоверность, если в соответствии с федеральными законами в организации должен проводиться обязательный аудит.

Таким образом, аудиторская проверка организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, должна быть назначена и проведена в сроки, позволяющие представить аудиторское заключение в налоговый орган по месту учета в течение 90 дней по окончании года (постановление ФАС Центрального округа от 25.07.2007 N А64-5050/06-15).

В рассматриваемой ситуации бухгалтерская отчетность за 2012 год должна быть представлена не позднее 31.03.2013, следовательно, аудиторская проверка организации должна быть назначена и проведена до наступления указанной даты, в сроки, позволяющие представить аудиторское заключение в налоговый орган по месту учета*(1).

Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

При этом аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

Основная цель аудита может дополняться и другими целями, обусловленными договором на проведение аудита , например, улучшение финансового состояния аудируемого лица (разработка мероприятий), оптимизация затрат и финансового результата и другие.

Задачами аудита являются:

1. оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

2. оценка правильности и законности совершения бухгалтерских записей;

3. оказание помощи управляющим органам организации путем выработки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений;

4. ориентирование организации на будущие события, которые могут повлиять на хозяйственную деятельность (перспективный анализ);

5. выявление резервов роста финансовых ресурсов организации;

6. проверка соблюдения действующего законодательства в области налогообложения;

7. подтверждение достоверных отчетов или констатация их недостоверности.

Для достижения основной цели аудитор должен составить мнение по следующим вопросам:

  • соответствует ли отчетность всем требованиям, предъявляемым к ней, и не содержит ли противоречивых сведений;
  • учтены ли все активы и пассивы экономического субъекта;
  • все ли категории включены в бухгалтерскую отчетность и правильно ли они отражены в отчетных формах;
  • имеются ли основания, служащие для включения в отчетность указанных в ней сумм;
  • все ли категории правильно оценены и безошибочно подсчитаны.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита, но они могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Под сопутствующими аудиту услугами понимается:

Постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

Налоговое консультирование;

Анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

Управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

Правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

Автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

Оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

Разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

Проведение маркетинговых исследований;

Проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

Обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

Оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.


Источник - Абакумова А.В. Основы аудита. Учебное пособие. – СПб.: СПб ГУИТМО, 2009. – 56 стр.
Основы аудита: учебное пособие / Н. А. Богданова, М. А. Рябова. – Ульяновск: УлГТУ, 2009. – 229 с.

Аудитом называется независимая проверка состояния и ведения бухгалтерского учета, с тем, чтобы убедиться в обоснованности финансовой отчетности и ее соответствии нормативным документам.

Аудитор - физическое лицо, аттестованное Квалификационной комиссией по аттестации кандидатов в аудиторы, получившее квалификационное свидетельство о присвоении квалификации «аудитор».

Аудит следует рассматривать как:

а) процесс защиты интересов собственников, подавляющая часть которых не составляет финансовую отчетность, но для которых крайне важно, чтобы она не содержала существенных искажений, а тем более злоупотреблений со стороны нанятой ими администрации;

б) процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для других пользователей такой отчетности, публикуемой различными организациями. (Полное устранение информационного риска при помощи аудита невозможно).

Целью аудита финансовой отчетности является предоставление возможности аудитору выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность по всем существенным аспектам в соответствии с установленной концептуальной основой представления финансовой отчетности.

Цель аудита может быть дополнена в зависимости от предусмотренных договором с клиентом оказываемых услуг: выявления резервов лучшего использования имеющихся активов предприятия; анализом правильности начисления налогов; разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия; оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов др.

Для достижения цели аудита перед аудиторами стоят следующие задачи :

1. Обеспечение достоверности финансовой отчетности предприятия;

2. Сбор и оценка достаточного количества компетентных сведений, чтобы создать логически обоснованную базу для принятия решений;

3. Систематический и всесторонний анализ экономики организации или определенного его вида деятельности;

4. Проверка соответствия деятельности его Уставу, обоснованности составленного бизнес-плана.

5. Контроль за соблюдением законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность предприятия, ведение бухгалтерского учета, составления отчетности.

6. Проверка первичных документов.

7. Оказание консультационной помощи клиентам в части правильной организации и ведения бухгалтерского учета, в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами, а также по другим вопросам, интересующих клиентов;

8. Содействие укреплению и возрастанию собственности клиента, поскольку аудит защищает прежде всего интересы клиента. Аудитор указывает администратору на выявленные недостатки и дает рекомендации как приумножить собственность предприятия.


Главная задача аудита заключается в проверке достоверности финансовой отчетности и высказывания о ней мнения заказчику.

Аудиторская деятельность - предпринимательская деятельность по проведению аудита финансовой отчетности и прочей информации, связанной с финансовой отчетностью, и предоставлению услуг по профилю деятельности.

Правом на занятие аудиторской деятельностью обладают аудиторские организации, имеющие лицензию на осуществление аудиторской деятельности.

Аудиторские организации, помимо аудита, могут оказывать также следующие услуги по профилю своей деятельности:

1) сопутствующие услуги по профилю своей деятельности в соответствии со стандартами аудита;

2) восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности;

3) внутренний аудит;

4) консультирование по вопросам применения законодательства по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и ведения налогового учета;

5) формирование первичных статистических данных;

6) анализ финансово-хозяйственной деятельности и финансовое планирование, экономическое, финансовое и управленческое консультирование;

7) консультирование по вопросам ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;

8) обучение по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, налогообложению, аудиту и анализу финансово-хозяйственной деятельности и финансового планирования;

10) разработку методических пособий и рекомендаций по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, аудиту, анализу финансово-хозяйственной деятельности и финансового планирования, по оказанию сопутствующих услуг по профилю своей деятельности в соответствии со стандартами аудита;

11) юридические услуги, связанные с аудиторской деятельностью;

Аудиторским организациям запрещается заниматься иными видами предпринимательской деятельности.

В странах с развитой рыночной экономикой , в которых аудит существует давно, понятие "аудит" трактуется весьма многообразно. Так, в Великобритании, где институт аудита существует с XIX в. (1862), под аудитом понимают независимую проверку финансовой отчетности предприятия и выражение мнения о ее достоверности. По мнению американских специалистов (в США закон об обязательном аудите вышел в 1937 г.), аудит — это сбор и оценка фактов, касающихся функционирования экономического субъекта, осуществляемые компетентным независимым лицом.

Международный комитет по аудиторской практике, в который входят представители всех основных профессиональных бухгалтерских организаций, дал такое определение: "Аудит — это независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленныхзаконом". Созданный в 1971 г. Комитет американской бухгалтерской ассоциации по основным концепциям учета (American Accounting Association — Committee on Basic Auditing Concepts) дал следующее определение аудита: "Аудит — это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям". Кроме того, подчеркивается, что аудит — это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска.

В соответствии с п. 2 и 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" "аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности", а "аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами". Таким образом, "аудит" и "аудиторская деятельность" — разные понятия. В принципе, отличие аудита от аудиторской деятельности состоит в том, что аудиторская деятельность наряду с собственно аудитом предусматривает проведение сопутствующих аудиту мероприятий. Это постановка, восстановление и ведение учета; составление бухгалтерской отчетности; обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью; бухгалтерское, налоговое и управленческое консультирование; анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций; юридическая помощь в вопросах, связанных с аудиторской деятельностью, и оказание других услуг, требующих от исполнителя компетенции в областях собственно аудита, бухгалтерского учета , экономического анализа, хозяйственного права , налогообложения и т. п.

Аудит и аудиторская деятельность различаются и по результатам выполненной работы. Результатом собственно аудита является аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности, отчет аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведенного аудита, т. е. выводы аудиторов о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах. Результатом оказания сопутствующих аудиту услуг являются, например, фактические и прогнозные экономические оценки инвестиционных проектов, качественные характеристики организационной структуры управления организацией и т. п.

Особое значение имеет тот факт, что проверку соблюдения действующего законодательства в ведении бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности предприятия осуществляет независимый аудитор.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" "аудитор — это физическое лицо , получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов".

Следует отметить, что аудитор — это не только физическое лицо. Аудитором принято называть и аудиторскую фирму, проводящую аудит предприятия. В связи с этим нам более убедительным представляется такое определение: "Аудитор — это частное физическое лицо или аудиторская фирма, проводящие аудит предприятия и оказывающие ему сопутствующие услуги".

Становление и развитие аудита в России

Формальное звание аудитора в России было введено Петром I, который в Воинском уставе (1716) и в "Табели о рангах" к воинским чинам причислил и аудитора. Должность аудитора, по существу, совмещала некоторые обязанности делопроизводителя, судебного секретаря и прокурора .

После проведения в России военно-судебной реформы в 1867 г. должность аудитора была упразднена.

Как отмечает известный специалист в области аудита профессор Ю. А. Данилевский, попытки создать институт аудита в России предпринимались в 1889,1912 и 1928 гг., но по разным причинам оказывались безуспешными.

Налоговый аудит проводится с целью установить соблюдение налогового законодательства и налоговой политики организации, иными словами, это аудиторская проверка правильности и

Аудит на соответствие требованиям — это проверка определенного участка финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целях установления его соответствия каким-либо предписанным условиям, например анализ работы инвестиционного потенциала предприятия и т. п.

Кроме перечисленных видов аудита существует управленческий аудит. Это один из видов консультационных услуг, предоставляемых клиенту для повышения эффективности использования его ресурсов, а также оценка эффективности производства и финансовых вложений.

По времени осуществления различают первоначальный аудит, согласованный и оперативный.

Первоначальный аудит проводится впервые для данного предприятия, что существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают информацией об особенностях деятельности предприятия.

Согласованный аудит осуществляется повторно или регулярно и поэтому основан на знании специфики клиента, состояния его учетно-финансовой работы, на результатах сотрудничества с клиентом. Согласованный аудит иначе называют повторяющимся аудитом.

В этой связи Международная федерация бухгалтеров рассматривает вопрос об ограничении срока повторяющегося аудита тремя — пятью годами.

Оперативный аудит представляет собой кратковременную аудиторскую проверку для установления общей оценки состояния учета, отчетности, эффективности внутреннего контроля и т. н.

Стандарты аудиторской деятельности

Профессиональную деятельность аудиторов регулируют стандарты аудиторской деятельности .

Стандарты аудита — это документы, формирующие единые базовые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, при соблюдении которых обеспечивается надлежащий уровень качества проведения аудита и оказания сопутствующих услуг. Аудиторские стандарты устанавливают общий подход к проведению аудита, методологию его проведения, порядок составления аудиторского заключения, отчетов аудиторов, а также базовые принципы, которые должны соблюдать все аудиторы. Значение аудиторских стандартов состоит в том, что они:

  • обеспечивают высокое качество проведения аудиторской проверки;
  • способствуют внедрению в аудиторскую практику научных достижений;
  • помогают определять действия аудитора в нестандартных ситуациях и т. п.

В настоящее время различают три группы стандартов: национальные (отечественные), международные, внутрифирменные.

Принято считать, что национальные (отечественные) стандарты аудита существуют в каждой стране, имеющей специфику ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. В России также согласно Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" разрабатываются федеральные стандарты аудиторской деятельности. Их разрабатывает федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности. С 2009 г. федеральные стандарты утверждаются Министерством финансов РФ.

Федеральные (отечественные) стандарты аудиторской деятельности разрабатываются на основе международных стандартов аудита (МСА) и в значительной мере соответствуют им.

Российским ФПС АД присвоены номера в порядковой последовательности их утверждения.

С мая 2010 г. была начата разработка новой версии федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД), предусмотренных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности". До настоящего времени разработано, утверждено и принято к исполнению девять ФСАД. До полной разработки ФСАД будут действовать федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые по мере утверждения ФСАД будут отменяться как утратившие силу (см. табл. 1).

Таблица 1

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности
ФСАД 1/2010 Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности
ФСАД 2/2010 Модифицированное мнение в аудиторском заключении Приказ Минфина России от 20.05.2010 №46н
ФСАД 3/2010 Дополнительная информация в аудиторском заключении Приказ Минфина России от 20.05.2010 т 46н
ФСАД 4/2010
Утратил силу

Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля

Положение "О принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля"

Приказ Минфина России от 20.02.2010 №16н

Приказ Минфина России OT1B.12.2015 №. 203н

ФСАД 5/2010 Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита Приказ Минфина России от 17.08.2010 №90н
ФСАД 6/2010 Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита Приказ Минфина России от 17.08.2010 №90н {в ред. от 16.08.2011 №99)
ФСАД 7/2011 Аудиторские доказательства
ФСАД 8/2011 Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам Приказ Минфина России от 16.08.2011 №99н
ФСАД 9/2011 Особенности аудита отдельной Приказ Минфина России от 16.08.2011 №99н
ФПСАД № 1 Цель и основные принципы аудита Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696
ФПСАД № 2 Документирование аудита
ФПСАД № 3 Планирование аудита Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696
ФПСАД № 4 Существенность в аудите Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696
ФПСАД № 5 Утратило силу
ФПСАД № 6 Утратило силу
ФПСАД № 7 Контроль качества вьшолнения заданий по аудиту Постановление Правительства РФ от19.11.2008 № 863
ФПСАД № 8 Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 №863, от 27,01.2011 №30
ФПСАД № 9 Связанные стороны Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 №863
ФПСАД № 10 События после отчетной даты
ФПСАД №11 Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица Постановление Правительства РФ от 04.07.2003 №405
ФПСАД №12 Согласование условий проведения аудита
ФПСАД № 13 Утратило силу
ФПСАД № 14 Утратило силу
ФПСАД № 15 Утратило силу
ФПСАД № 16 Аудиторская выборка Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 №532
ФПСАД №17 Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 № 22В
ФПСАД № 18 Получение аудитором подтверждающей информации из внешних
ФПСАД № 19 Особенности первой проверки аудируемого лица Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 №228
ФПСАД № 20 Аналитические процедуры Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 № 228
ФПСАД № 21 Особенности аудита оценочных Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 № 228
ФПСАД № 22 Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 № 228, от 02.08.2010 № 586
ФПСАД № 23 Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 № 228
ФПСАД № 24 отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами
ФПСАД № 25 Учет особенностей
ФПСАД № 26 Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 № 523
ФПСАД № 27 Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 №523
ФПСАД № 28 Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 № 523
ФПСАД № 29 Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 №523
ФПСАД № 30 Выполнение согласованных процедур в отногпении финансовой информации Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 №523
ФПСАД № 31 Компиляция финансовой информации Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 №523
ФПСАД № 32
ФПСАД № 33 Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской)отчетности Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 557
ФПСАД № 34 Контроль качества услуг Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 №557

Международные стандарты аудита. На международном уровне профессиональные требования к аудиту разрабатывает Международная федерация бухгалтеров (IFAC). В рамках IFAC международные стандарты аудита выпускает Международный комитет по аудиторской практике (IAPC). Цель международных стандартов состоит в следующем: во-первых — способствовать развитию аудиторской профессии в тех странах, в которых уровень профессионализма аудиторов ниже общемирового, и во-вторых — унифицировать работу аудита в международном масштабе.

В постсоветском пространстве на русский язык МСА переводились несколько раз: первое официальное издание МСА было представлено в 2000 г., второе — в 2002 г., имеются также неофициальные переводы. Работа над совершенствованием МСА ведется постоянно.

В табл. 2 приводится классификация разделов и стандартов МСА и ПМAП (Положения по международной аудиторской практике) применительно ко второму официальному изданию.

Таблица 2

Классификация МСА и ПМAП
Вводные аспекты (100-199)
100
120 Основные принципы Международных стандартов аудита
Обязанности (200-299)
200 Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой
210 Условия аудиторских заданий
220 Контроль качества работы в аудите
330 Документирование
240 Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности
240A Мошенничество и ошибка
250 Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой
260
Планирование (300-399)
300 Планирование
310 Знание бизнеса
320 Существенность в аудите
Внутренний контроль (400-499)
400 Оценка рисков и внутренний контроль
401 Аудит в среде компьютерных информационных систем
402 Учет при аудите особенностей субъектов, использующих обслуживающие организации
Аудиторские доказательства (500-599)
500 Аудиторские доказательства
501 Аудиторские доказательства — дополнительное рассмотрение особых статей
505 Внешние подтверждения
510 Первичные задания — начальное сальдо
520 Аналитические процедуры
530 Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного тестирования
540 Аудит оценочных значений
550 Связанные стороны
560 Последующие события
570 Непрерьшность деятельности
580 Заявления руководства
Использование работы третьих лиц (600-699)
600 Использование работы другого аудитора
610 Рассмотрение работы внутреннего аудита
620 Использование работы эксперта
Аудиторские выводы и подготовка отчетов (заключений) (700-799)
700
700А Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности
710 Сопоставимые значения
720 Прочая информация в документах, содержащих проаудированную
Специализированные области (800—899)
800 Аудиторский отчет (заключение) по аудиторским заданиям для специальных целей
810 Исследование ожидаемой финансовой информации
Сопутствующие услуги (900-999)
910 Задание по обзорной проверке финансовой отчетности
920 Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации
930 Задания по компиляции финансовой информации
Положения по международной аудиторской практике (1000-1100}
1000 Процедуры межбанковского подтверждения
1001 Среда ИТ — Автономные персональные компьютеры
1002
1003 Среда ИТ — Система баз данных
1004 Взаимоотношения между органами банковского надзора и внепшими аудиторами
1005 Особенности аудита малых предприятий
1006 Аудит международных коммерческих банков
1008 Оценка рисков и система внутреннего контроля — характеристики КИС и связанные с ними вопросы
1009 Методы аудита с помощью компьютеров
1010 Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности
1012 Аудит производственных финансовых инструментов

До настоящего времени указанный выше вариант перевода на русский язык международных стандартов аудита в России остается официальным.

Следует сказать, что более поздние переводы МСА на русский язык были сделаны в странах СНГ (в Республике Казахстан и на Украине). Но в России официально признается выше представленный перевод МСА и ПМЛП.

Внутрифирменные стандарты аудита, как отмечено в Федеральном законе "Об аудиторской деятельности", могут разрабатывать сами аудиторские организации для своей работы.

Внутрифирменные стандарты представляют собой набор внутрифирменных правил, инструкций, которые детализируют требования общепринятых стандартов и доводят их до уровня конкретных методик и указаний, позволяющих предметно проверять, например, специфические аспекты отрасли и другие вопросы.

Основные требования, предъявляемые к внутрифирменным стандартам аудита, состоят в том, что они должны:

  • не противоречить федеральным правилам (стандартам);
  • быть утверждены и приняты аудиторской организацией;
  • содержать такие реквизиты, как порядковый номер, название стандарта, сфера применения, дата ввода в действие и т. п.

Целесообразность применения внутрифирменных стандартов состоит в том, что они обеспечивают единый подход к аудиторской проверке в конкретной аудиторской организации.

Наличие внутрифирменных стандартов и их методического сопровождения является своеобразным показателем профессионализма работы фирмы. Содержание этих стандартов представляет собой закрытую информацию. Практически это интеллектуальная собственность аудиторской организации.

Аудит и аудиторская деятельность. (см. ст. 1 закона). Прочие аудиторские услуги.

независимой проверке

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Объектом аудита является бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций и отражение в ней итоговой производственно-хозяйственной деятельности.

Финансовый аудиторский контроль осуществляют аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.

Сопутствующие аудиту услуги – это отличные от аудита услуги, перечень которых устанавливается аудиторскими стандартами:

1. Обзорные проверки.

2. Согласованные процедуры и компеляции финансовой отчетности.

Прочие аудиторские услуги (ст.1 ч.7 ФЗ №307):

1. Постановка, восстановление и ведение бух учета.

2. Составление бухгалтерской отчетности.

3. Налоговое консультирование. Сюда входят финансовые и управленческие консультации, оценочная деятельность и разработка инвестиционных проектов, обучение в областях связанных с финансовой деятельностью.

Аудиторская фирма, заключившая договор на восстановление и/или ведение бух учета не может проводить в этой организации аудиторскую проверку.

Поскольку сопутствующие услуги не являются аудитом, аудитора, исполняющего их, называют исполнителем.

Виды аудита и аудиторских услуг.

Классификация аудита:

a. Независимый.

b. Государственный.

c. Внутренний.

2. По законодательству:

a. Обязательный

b. Инициативный.

3. По частоте проведения:

a. Первоначальный.

b. Повторяющийся.

4. По целям:

a. Финансовый аудит.

b. Аудит на соответствие законодательству.

c. Специальный аудит (работа по аттестации).

d. Налоговый.

e. Управленческий и т.д.

5. По направленности:

b. Банковский.

c. Страховых организаций и т.д.

Аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей.

Сущность аудита заключается не только в подтверждении или не подтверждении бух отчетности, но и в оценке эффективности хозяйственной деятельности аудируемых лиц, их способности продолжать дальнейшую деятельность. Также аудит предусматривает разработку предложений по оптимизации деятельности предприятий.



Аудиторскую проверку следует отличать от ревизии.

Содержание элементов Аудит Ревизия
Определение предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей. Это проверка осуществляемая гос. органами, с целью наказаний виновных лиц в мошенничестве и хищении.
Цель. Формирование мнения о верности, объективности, законности учета и отчетности, возможностях и о способах предупреждения кризисных ситуаций и банкротства предприятий всех форм собственности Установление достоверности и законности бухучета и отчетности, выявление недостач, растрат, краж товарно-материальных ценностей, предупреждение финансовых злоупотреблений предприятий госсектора, организаций, финансируемых за счет бюджета
Задачи - оценка системы учета и внутреннего контроля как элементов менеджмента; - оценка аудиторского риска; - установление верности, объективности и законности учета и отчетности; - разработка рекомендаций по оптимизации систем учета и внутреннего контроля для упрочения финансового положения клиента. -Установление целесообразности, законности совершенных хозяйственных операций и их отражения в учете и отчетности; - оценка организации бухучета с точки зрения обеспечения сохранности государственной собственности;
Субъекты Аудиторские фирмы, индивидуальные аудиторы Органы государственного финансового контроля
Объекты Системы учета и внутреннего контроля, информационные системы Состояние учета и отчетности, сохранность государственной собственности
Порядок организации Этапы организации идентичны (различия возникают при осуществлении контрольных процедур
Проводится на основе заключенного договора с предприятием-заказчиком (обязательный – ежегодно либо раз в три года; инициативный – в любое время) Проводится на основе приказа руководителя территориального органа государственного финансового контроля (периодичность – ежегодно, по поручению правоохранительных органов – в любое время)
Состав контрольной информации Аудиторский отчет в составе: -информации аудируемому лицу; - аудиторского заключения; Акт ревизии
Пользователи контрольной информации Собственники капитала предприятия (учредители), инвесторы (акционеры. Банки), деловые партнеры, государственные администрации Руководитель вышестоящей организации, руководитель предприятия, администрация

Аудит и ревизия рассматривают 1 предмет – финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Их общая цель: выявление негативных явлений в производственной и финансово-хозяйственной деятельности.

Последние материалы сайта