Сущность и принципы страхования вэд статьи. Специфика страхования внешнеэкономической деятельности

23.05.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

1. Сущность и особенности страхования внешнеэкономической деятельности

2. Виды страхования ВЭД

1. Сущность и особенности страхования внешнеэкономической деятельности

Коммерческая, предпринимательская деятельность на внешнем рынке неизбежно связана с опасностями, которые угрожают различным имущественным интересам участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Под рисками в ВЭД понимаются возможные неблагоприятные события, которые могут произойти и в результате которых могут возникнуть убытки, имущественный ущерб у участника ВЭД.

Для борьбы с рисками, то есть для уменьшения возможного ущерба, практически все крупные зарубежные предприятия имеют специальные подразделения. Они разрабатывают комплексные программы, направленные на минимизацию возможного ущерба.

При страховании экспортных кредитов российский экспортер получает следующие выгоды:

помощь специалистов по оценке надежности потенциальных партнеров при выходе на новые рынки;

постоянное наблюдение за финансовым состоянием иностранных клиентов и своевременное информирование об их финансовом состоянии;

возможность увеличивать число клиентов и объем продаж;

возможность повышать конкурентоспособность за счет применения более гибких форм оплаты;

возможность осуществлять экспорт непосредственно конечным потребителям, минуя оптиков-посредников, что увеличивает прибыльность операции.

Страхование коммерческих кредитов увеличивает экспортные возможности предприятий в несколько раз. При этом страхование является очень экономичным способом обеспечения надежности внешнеторговых операций. В страховании коммерческих кредитов, кроме предприятий-экспортеров, могут быть заинтересованы также и банки. При страховании экспортных кредитов риски по невыполнению платежных обязательств со стороны иностранных контрагентов берет на себя страховая компания. Это влияет на условия предоставления банковского кредита. Страховой полис, выданный солидной страховой компанией, может служить надежным обеспечением после отгрузочного кредитования предприятия-экспортера. При доотгрузочном кредитовании страховой полис также может служить дополнительным обеспечением при выдаче кредита.

2. Виды страхования ВЭД

страхование внешнеэкономический риск каско

Морское страхование

В средние века страхование морской торговли существовало в форме морской ссуды. Банкиры предоставляли средства торговцу для товара, аренды судна и других затрат по перевозке. При благоприятном исходе сделки - прибытии судна в порт с товаром - банкир возвращал свои средства с некоторой прибылью. При неблагоприятном исходе ссуда оставалась торговцу в качестве своеобразного возмещения ущерба.

Такие же взаимоотношения существовали и в Италии до 1236 г., когда Римский Папа Григорий IX запретил подобного рода сделки, посчитав их ростовщическими. После этого в Италии стали создаваться так называемые страховые кружки - общества, которые были близки по своей форме к современным обществам взаимного страхования.

В конце XVI в. в Англии стали интенсивно развиваться мореплавание и соответственно морская торговля. Страховая деятельность из Италии переместилась в Англию. В 1601 г. был издан первый английский указ, регулирующий морское страхование.

В 1906 г. в Англии был издан акт морского страхования , в соответствии с которым до сих пор регулируется порядок морского страхования во всем мире. Лондонский институт андеррайтеров в это время приобрел статус организатора-разработчика стандартных условий морского страхования.

Современное морское страхование - крупнейшая отрасль страхования, составляющая основу транспортного страхования. Оно есть почти во всех странах мира.

Морские риски можно разделить на следующие виды :

обычные риски, которые возникают из самого факта перевозки;

военные , которые лежат вне факта перевозки.

Среди обычных выделяют:

- риски самого моря (морские происшествия) - судно садится на мель, то есть остается неподвижным в течение длительного времени; затопление судна; столкновение - не только с другими судами, но и с неподвижными объектами, такими как рифы, айсберги, мосты, маяки;

- риски возникновения ущерба на судне во время нахождения в море - риски пожара, хищения;

- прочие риски - все риски, угрожающие судну, за исключением политических и военных рисков, - аварии, поломки, пробоины и т.д.

Военные и политические риски можно разделить на риски:

забастовок;

гражданских волнений.

В страховой терминологии война - это реальное военное действие, организованное правительством, объявленное или необъявленное, а также гражданские военные акции. Обычно в морском страховании покрываются только военные риски, угрожающие имуществу во время его нахождения на борту судна.

Нормативной базой регулирования морского страхования в России является Кодекс торгового мореплавания РФ (Кодекс РФ от 30. 04.99 № 81-ФЗ; Закон РФ от 30.04.99 № 81-ФЗ).

До рыночных преобразований в РФ организацией морского страхования занимался «Ингосстрах». Эта компания была государственной, но сейчас она является акционерной организацией с определенной долей участия государства. Она имеет дочерние компании по всей территории РФ, особенно в городах-портах, через которые осуществляются морские перевозки.

Морское страхование можно разделить на следующие виды:

каско - этот вид страхования обеспечивает страховым покрытием действующие и строящиеся морские и речные суда, а также нефти - и газодобывающие морские платформы. В объем покрытия включаются корпус судна, его двигатель, оснащение. Страхование осуществляется сроком на один год или на время рейса. Страховая премия рассчитывается исходя из размеров страховой суммы;

карго - страховая защита груза на всем протяжении его перемещения, то есть от склада до склада;

страхование ответственности - покрывает опасности (риски), возникающие во время мореплавания, так как судно является причиной загрязнения морской среды;

страхование фрахта - страхование судна от потери дохода.

Страхование каско охватывает все многообразие типов транспортных средств, применяемых в мореплавании. Каско-страхование предполагает возмещение ущерба от повреждения или конструктивной гибели транспортного средства.

Полная гибель судна наступает тогда, когда судовладелец безвозвратно потерял корабль.

Полная конструктивная гибель судна означает, что оно находится в таком состоянии, что не подлежит восстановлению.

Конструктивная гибель судна означает, что затраты на его ремонт будут больше стоимости самого судна после ремонта.

Страховое покрытие каско распространяется на:

Полную гибель судна;

Частную аварию;

Общую аварию;

Ответственность за столкновение;

Расходы по спасению.

Покрытие ответственности за столкновение предполагает возмещение убытков, связанных со столкновением судна с плавающим объектом. Если столкновение произошло с каким-либо иным судном, то определение ответственности в соответствии с правилами морского судоходства происходит в арбитражном суде.

Обычно из покрытия по страхованию каско исключаются риски нанесения ущерба умышленными действиями или грубой неосторожностью капитана, а также расходы, связанные с уничтожением остатков корабля.

Страховая сумма зависит от страховой стоимости корабля. К основным ценообразующим факторам при определении оценки судна относятся:

Возраст, тип и грузоподъемность судна;

Классификация судна - класс, флаг, страна регистра;

Квалификация и надежность капитана, экипажа, а также район плавания.

Транспортное страхование грузов (страхование карго)

Торговый контракт и договор перевозки обычно дополняют договор страхования грузов. Перевозка груза производится на основании коносамента, то есть контракта между грузовладельцем и перевозчиком. Этот документ определяет границы страхового покрытия.

Карго-страхование предусматривает страховое покрытие груза только во время его передвижения. Объектом страхования карго являются: сам груз; таможенная пошлина; оплата посредников.

Факторы, которые учитываются при определении страховой ставки (из которой будет потом исчислена страховая премия) при страховании карго:

Тип груза;

Упаковка груза;

Размер, вес, стоимость груза;

Продолжительность рейса;

Время года;

Судно, на котором будет совершаться перевозка.

Исторически в международной торговле сложились определенные условия обмена товарами, а также соответствующие им обязанности сторон осуществлять определенные действия, совокупность которых формируется торговыми обычаями.

Для избегания противоречий между торговыми партнерами Международная торговая палата разработала и впервые опубликовала в 1936 г. сборник толкований наиболее часто встречающихся торговых обычаев. Этот сборник получил название ИНКОТЕРМС . Новейшая редакция сборника была принята Международной торговой палатой в 1990 г.

В соответствии с ИНКОТЕРМС в базисных условиях поставок определены обязательства продавца за установленную в контракте цену обеспечить доставку груза в определенную географическую точку, или погрузить товар на транспортные средства, или передать его транспортной организации.

Базисные условия определяют следующие обязанности продавцов и покупателей:

Кто и за чей счет обеспечивает транспортировку товара по территории стран продавца, покупателя, транзитных стран, морем или воздухом;

Обязанности продавца в части упаковки и маркировки товара;

Обязанности сторон по страхованию грузов;

Обязанности сторон по оформлению коммерческой документации;

Время и место перехода с продавца на покупателя рисков случайного повреждения или утраты товара.

В коммерческой работе внешнеторговых организаций обычно возникает необходимость детально изучить взаимные обязательства и права. Для этого необходимо пользоваться сборником толкований торговых обычаев ИНКОТЕРМС-90.

По новой классификации ИНКОТЕРМС-90 все базисные условия разбиваются на 4 группы. В основу такой классификации положены различия в объеме обязательств контрагентов по доставке товаров.

Первая группа « E » имеет одно условие - «франко-завод», - содержащее минимум обязанностей для продавца, которые заключаются лишь в предоставлении товара для покупки в месте нахождения продавца.

Во вторую группу « F » включены условия, налагающие на продавца обязанность передать товар перевозчику, указанному покупателю.

В третьей группе «С» содержатся условия, по которым продавец обязан обеспечить перевозку продукции, но не должен принимать на себя риск случайной гибели или повреждении товара, а также нести какие-либо дополнительные расходы после отгрузки товара.

Четвертая группа « D » включает условия поставки, предусматривающие обязанность продавца нести все расходы и риски, которые могут возникнуть при доставке товара в страну назначения.

Страхование рисков, связанных с инвестициями

Одно из важнейших направлений развития процессов глобализации в мировой экономике - международное движение капитала. Оно находит свое выражение в виде разного рода иностранных инвестиций. Причинами движения капитала являются его переизбыток в одной стране и соответственно недостаток с другой.

Специфика иностранных инвестиций состоит в том, что владельцы капитала из одного государства (или нескольких государств) вкладывают его в объекты инвестиций, расположенные на территории другого государства. Этот процесс размещения иностранных инвестиций связан с различного рода рисками, то есть возможным ущербом от неблагоприятных событий, приводящих к убыткам инвестора.

Иностранные инвестиции могут осуществляться в разныхформах. Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» № 160-ФЗ от 09.07.99 говорит о том, что иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории России путем:

Долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами России и других стран;

Приобретения долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг;

Создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц.

С точки зрения Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. на 05.07.99 № 3615-1 от 09.10.92) к валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся:

- прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

- портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

Предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг (товарный кредит);

- предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней.

Существуют различные методы предотвращения возможных убытков по различным видам инвестиционной деятельности. Длястрахования прямых инвестиций применяются различные виды страхования путем заключения соответствующих договоров со страховыми компаниями.

Риски, которым подвержены прямые инвестиции, могут быть разделены на следующие группы:

- риски стихийных бедствий - ураган, шторм, землетрясение, наводнение, необычайно сильные морозы, град, сель, выход подпочвенных вод и другие подобные события природного характера;

- риск пожара, который может быть вызван различными причинами как природного (например, удар молнии), так и техногенного (связанного с производственной деятельностью) происхождения;

- технические риски, которые могут быть непосредственно связаны со строительством, сооружением, монтажом, пробным пуском и эксплуатацией сооружаемых объектов;

- политические риски, к которым относятся: национализация, экспроприация инвестиций; общенациональные забастовки, гражданские волнения, беспорядки, военные действия, действия органов государственной власти, ограничивающие конвертируемость валюты, режим вывоза капитала, прибыли и др.;

- действия третьих лиц: грабеж, воровство, вымогательство и другие подобные действия;

- хозяйственные риски, к которым относятся изменения рыночной конъюнктуры и т. п.;

- другие риски, которые нельзя отнести ни к одномуиз перечисленных выше.

Большинство из этих групп инвестиционных рисков покрывается страхованием или иногда самострахованием, то есть путем создания определенных собственных резервных фондов.

Особенностью традиционных видов страхования имущества является то, что политические риски, как правило, не страхуются в рамках данных договоров страхования. Политические риски не имеют достаточно надежной статистической базы, то есть вероятность их наступления предсказать чрезвычайно трудно. Оценка рисков здесь носит чаще всего характер экспертных оценок. В силу этих особенностей политических рисков в защите инвесторов от их действия существенную роль играет государство.

Государство дает правовые гарантии иностранным инвесторам. Оно принимает соответствующие законодательные акты и заключает международные соглашения о поощрении и защите инвестиций. Любое государство принимает непосредственное участие в страховании иностранных инвестиций путем создания государственной страховой компании, страхующей от политических рисков, либо путем поддержки деятельности частных страховых компаний, занимающихся данным видом страхования.

В Российской Федерации постановлением правительства в 1996 г. образовано Российское экспортно-импортное страховое общество, в задачу которого входит страхование, в том числе и от политических рисков. Кроме того, страхованием политических рисков занимается САО «Ингосстрах».

В США страхованием иностранных инвестиций занимаетсяКорпорация частных зарубежных инвестиций - ОПИК (ОР1С - Оvегseas Рrivate Investment Согрoration). Деятельность этой организации охватывает американские инвестиции в 140 странах. ОПИК оказывает поддержку американским инвесторам по следующим трем программам:

Страхование имущественных интересов от политических рисков, связанных с экспроприацией или национализацией, необратимостью местной валюты, повреждением имущества и потерей прибыли в результате гражданских волнений, войн, изменения политического режима и т. п.;

Финансирование проектов и кредитование частных инвесторов путем предоставления краткосрочных и долгосрочных займов;

Оказание консультационных услуг инвесторам по изучению политической и экономической ситуации в предполагаемой для инвестиций стране.

Объектом страхования могут быть следующие виды инвестиций:

Прямые инвестиции, в том числе связанные с проведением строительно-монтажных работ, модернизацией производства;

Права участия, акции и другие ценные бумаги;

Имущественные права, связанные с лицензионной торговлей, международным лизингом, франчайзингом и др.;

Ссуды и кредиты;

Другие виды инвестиций.

Страхование строительных рисков

За последнее время в мировой торговле наблюдается устойчивый рост доли услуг, среди которых существенную роль играют услуги, относимые кинжиниринговым. Они включают в себя:

Строительство;

Сооружение;

Монтаж оборудования;

Ввод в эксплуатацию различных объектов и т. д.

Эта важная сфера внешнеэкономической деятельности также может быть застрахована от возможных убытков.

В настоящее время в международной практике широко применяются два вида страхования, связанные со строительством и сооружением объектов за рубежом.

Страхование строительного предпринимателя от всех рисков - страхование СА R (Соntractors Аll Risk). Можно выделить следующие факторы, которые вызвали во всем мире повышенный спрос на страхование САR:

Технический прогресс в строительстве;

Повышенный спрос на все виды строительных работ;

Постоянный рост стоимости сооружаемых объектов и связанное с этим увеличение технических и экономических рисков строительства.

В процессе строительства объектов страхованию подлежат :

Строительный объект;

Оборудование строительной площадки;

Строительные машины;

Транспортные средства, используемые на строительной площадке (если они не допущены к эксплуатации на дорогах общего назначения);

Расходы по расчистке территории после страхового случая;

Гражданская ответственность страхователя;

Объекты, на которых или возле которых ведутся работы, объекты, доверенные застрахованному или находящиеся на хранении у него. В рамках договора страхования САR могут быть застрахованы и работы по монтажу машин, установок и стальных конструкций, если преобладают строительные работы, то есть стоимость монтажных объектов (включая расходы по монтажу) составляет менее 50% от общей страховой суммы.

Страховой суммой , на которую страхуются строительные работы, является договорная стоимость строительства, включая стоимость поставленных строительных материалов и/или выполненных работ. Страхование САR дает очень широкую защиту. Все убытки, возникшие в период действия страхования от внезапных и непредвиденных аварийных событий, возмещаются, если причина их возникновения не входит в число исключений. Таковыми исключениями являются:

Убытки в результате военных действий, мероприятий или событий, забастовок, мятежей, гражданских волнений, прерывания работы, ареста имущества по требованию властей;

Преднамеренные действия страхователя или грубая неосторожность;

Убытки в результате воздействия ядерной энергии;

Претензии по неустойкам и недостаткам оказанных услуг;

Внутренние повреждения строительных машин, то есть повреждения, вызванные не внешними причинами;

Ошибки в проектировании;

Устранение недостатка производства строительных работ (например, использование дефектного или непригодного материала).

Страховая защита начинается в момент начала строительных работ или после выгрузки застрахованных объектов на строительной площадке и заканчивается приемкой или пуском в эксплуатацию сооружения.

Другой разновидностью страхования строительно-монтажных рисков являетсястрахование всех монтажных рисков - страхование ЕАR (Епgeneering Аll Risk). В основу этого вида страхования положена идея обеспечения страхового покрытия всех рисков, которые возникают при монтаже машин, механизмов, а также при возведении стальных конструкций.

Страхователями по данному виду страхования могут быть все стороны, для которых в связи с монтажом объектов возникает риск. По данному виду страхования страхуются:

Монтаж и пробный пуск всех видов машин, механизмов и конструкций;

Машины, устройства и оборудование для производства монтажа (например, краны, мачты, лебедки, компрессоры);

Предметы, находящиеся на монтажной площадке и взятые на хранение застрахованным;

Расходы по очистке территории после страхового случая;

Дополнительные издержки по оплате сверхурочных работ, перевозке груза повышенной скоростью (в особых случаях - воздушным транспортом), если эти издержки непосредственно связаны с ликвидацией ущерба, подлежащего возмещению;

Гражданская ответственность застрахованного лица, то есть претензии третьих лиц, которые согласно законодательству должны быть удовлетворены за счет застрахованного лица.

Строительные работы, которые выполняются на данных объектах, могут быть также застрахованы, если преобладает доля монтажных работ, то есть их стоимость превышает стоимость монтируемого оборудования. Страхование всех монтажных рисков обеспечивает весьма полное страховое покрытие, построенное по методу исключения.

В международной практике таковыми являются:

Убытки, возникшие в результате ошибок в конструкции, дефектов материалов или ошибок, допущенных при изготовлении;

Повреждения в результате умышленных действий или грубой неосторожности застрахованного или его представителя;

Претензии по неустойкам и недостаткам оказанных услуг, прочие имущественные убытки;

Повреждения в результате военных или иных событий, волнений, ареста имущества по решению органов власти;

Повреждения в результате забастовок или мятежа, а также повреждения, вызванные воздействием ядерной энергии.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Экономическая сущность страхования во внешнеэкономической деятельности предприятий. Основные виды договоров страхования. Условия карго–страхования во внешнеэкономической деятельности. Анализ развития страхования в России, взаимодействие участников.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2014

    Определение страхования внешнеэкономических рисков, его виды, классификация рисков. Сущность и специфика страхования экспортно-импортных кредитов, его выгоды, цель и объекты страхования. Страхование прочих рисков в торговых сделках СИФ, КАФ, ФОБ и ФАС.

    реферат , добавлен 15.01.2009

    Сущность и особенности страхования внешнеэкономической деятельности. Проблемы российского страхового рынка и их влияние на внешнеэкономическую деятельность. Особенности заключения договора страхования внешнеэкономической деятельности на ООО "Портал".

    курсовая работа , добавлен 02.01.2017

    Сущность и специфика страхования во внешеэкономической деятельности предприятий. Классификация основных видов страхования. Определение условий карго – страхования во ВЭД. Проблемы участников ВЭД со страховыми компаниями и способы их оптимизации.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2010

    Основные принципы организации морского страхования. Принципы, на которых базируется любой договор страхования. Этапы общения клиента и страховщика. Страхование судов - каско. Страхование грузов, фрахта. Основания для заключения договора страхования судов.

    контрольная работа , добавлен 27.09.2010

    Особенности морских рисков и страхования морских судов. Договорное морское страхование и морское страхование в клубе взаимного страхования судовладельцев. Виды страховых взносов. Международный союз морского страхования. Виды и случаи возмещения ущерба.

    реферат , добавлен 15.01.2009

    Экономическая сущность страхования. Значение и функции страхования. Отрасли страхования. Платежеспособность страховщика. Личное, имущественное, социальное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

    реферат , добавлен 15.01.2003

    Экономическая сущность страхования: понятие, условия, особенности. Основные показатели развития фондового рынка, виды его рисков и нормативная база их страхования. Зарубежный опыт и основные направления совершенствования страхования фондовых рисков.

    дипломная работа , добавлен 16.08.2012

    Основные виды и сферы международного транспортного страхования. Правила и порядок авиационного и морского страхования, страхование железнодорожного транспорта, автоперевозок и грузов (карго), финансово-кредитной сферы, инвестиций, экспортных кредитов.

    контрольная работа , добавлен 31.01.2010

    Сущность и классификация коммерческих рисков. Возможность возникновения рисков у лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности. Страхование предпринимательских рисков согласно норм ГК РФ. Современный опыт страхования коммерческих рисков.

Страхование внешнеэкономических рисков − комплекс видов страхования, обеспечивающих защиту интересов отечественных и зарубежных участников тех или иных форм международного сотрудничества. Включает:

Страхование экспортно-импортных грузов и перевозящих их средств транспорта: судов, самолетов, автотранспорта и т.д.;

Страхование экспортных кредитов и инвестиций;

Транспортное страхование является имущественным страхованием и подразделяется на страхование транспорта как имущества (совокупности устройств и механизмов) и страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства как источника повышенной опасности.

Страхование грузов (карго-страхование) – подотрасль транспортного страхования. Объектами страхования являются имущественные интересы, связанные с сохранностью перевозимого груза от воздействия множества рисков, возникающих в ходе транспортировки. В рамки страхового интереса включается не только груз, но и плата за перевозку и ожидаемая прибыль. В практике страхования существует два принципа формирования страхового покрытия в договоре страхования, т. е. набора страхуемых рисков. Первый принцип построен на методе исключений, т. е. в договоре написано, что груз страхуется от всех рисков за исключением некоторых перечисленных. Второй принцип построен по методу включения, т.е. в договоре перечислены все страхуемые риски. Одним из общих условий страхования является франшиза, ограничивающая ответственность страховщика по сумме возмещаемого убытка. Она позволяет исключить из ответственности страховщика некоторые виды убытков, которые практически неизбежны при транспортировке определенных грузов (убытки, связанные с боем и ломом грузов, особо подверженным таким повреждениям, с разливом, россыпью товаров, перевозимых в неупакованном виде) и избавляет страховщика от рассмотрения мелких убытков. По договорам страхования возмещаются убытки, обусловленные случайностями и опасностями перевозки.

Целью страхования экспортных кредитов является:

При страховании экспортных кредитов - защита финансовых учреждений от возможных потерь в связи с финансированием экспортных кредитов;

При страховании экспортных контрактов - защита отечественных предприятий от потерь при выполнении экспортного контракта или перед отправкой товаров, или перед предоставлением услуг, или же после отправления (риск кредитных обязательств).

Объектом страхования являются коммерческие кредиты экспортера-страхователя импортерам-контрагентам и/или авансовые платежи импортера. Страхователями являются фирмы или банки страны-экспортера, связанные с предоставлением кредита иностранному покупателю. Возможны два варианта страхования экспортера: на случай несостоятельности (банкротства) иностранного покупателя и страхование риска задержки платежа до наступления фактической несостоятельности.

Страховая компания, получив от страхователя премию (страховой взнос), законным образом осуществляет комплекс мер по изучению, оценке и управлению застрахованным риском, а в случае несостоятельности контрагента-импортёра или задержки платежа после определенного периода возмещает страхователю в установленном договором порядке неуплаченные денежные суммы по счетам к получению за поставленные в кредит товары и оказанные услуги. При страховании риска неплатежа предусматривается собственное участие страхователя в убытках (франшиза), которое выражается в процентах к страховой сумме (устанавливается обычно на уровне 5-20%). Франшиза не может быть застрахована отдельно или у другого страховщика. Страхователь обязан также предоставлять страховщику всю информацию и документы, которые необходимы страховщику для определения факта несостоятельности и оценки величины убытка. Страхование экспортных кредитов предполагает зачастую долгосрочное сотрудничество страховой компании и экспортера. Это предполагает выдачу страховой компанией генеральных полисов, которые обеспечивают страховое покрытие всех заключаемых контрактов в течение этого периода. Выгоды страхования экспортных кредитов для российского экспортера состоят в следующем:

Помощь специалистов по оценке надежности потенциальных партнёров при выходе на новые рынки;

Постоянное наблюдение за финансовым состоянием иностранных клиентов и своевременное информирование об их финансовом состоянии;

Возможность увеличивать число клиентов и объем продаж;

Возможность повышения конкурентоспособности за счет применения более гибких форм оплаты (рассрочка платежа);

Возможность экспортировать непосредственно конечным потребителям, минуя надежных оптовиков-посредников, что увеличивает прибыльность операции.

Различают страхование экспортных кредитов от политических и коммерческих (экономических) рисков. Размеры страховых выплат по первому страхованию нередко превышают поступления страховых премий, что делает его убыточным. Поэтому оно осуществляется специализированными учреждениями и обществами, принадлежащему государству; убытки покрываются за счет средств государственного бюджета. С повышением политической нестабильности в стране, в отношении которой предоставляется страховое обеспечение, размеры страховых сумм снижаются, а страховых тарифов − увеличиваются. К коммерческим рискам относятся окончательная неплатежеспособность частного покупателя, неоплата им долга в течение оговоренного срока, отказ от оплаты после отгрузки ему товаров и т.п. Страхование таких рисков осуществляется обычно за счет страховщика без привлечения ресурсов государственного бюджета. Условия страхования предусматривают, что иностранный покупатель должен оплатить не менее 15-20% стоимости контракта, а на остальную его сумму предоставляется подлежащий страхованию кредит. Размеры страховых премий зависят от объема застрахованной операции, страховых рисков, страны импортера, типа покупателя, срока страхования.

Еще по теме Страхование внешнеэкономической деятельности:

  1. Глава 4.1. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: КОРПОРАЦИЙ, КОМПАНИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ
  2. Характеристика внешнеэкономической деятельности и направления ее развития
  3. Формы и методы регулирования внешнеэкономической деятельности
  4. 9.1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИРМЫ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
  5. § 1. Особенности осуществления предпринимательской деятельности государственной корпорацией Внешэкономбанк и международными организациями МБЭС И МИБ
  6. Понятие и применение особых административно-правовых режимов осуществления экономической деятельности

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право -

Сущность страхования во внешнеэкономической деятельности

Современное развитие многих стран связано с дальнейшим расширением и углублением внешнеэкономических связей, т.е. деловых отношений между субъектами хозяйствования и предпринимателями различных государств.

Определение 1

Под страхованием внешнеэкономической деятельности понимается совокупность видов страхования, которые обеспечивают защиту интересов всех участников международного сотрудничества.

К объектам страхования относятся: экспортно-импортные грузы, а также транспортные средства, которые их перевозят, монтажно-строительные риски, экспортные кредиты и т.д.

Внешнеэкономическая деятельность может проявляться в:

  • Международной торговле (экспортных, импортных, реэкспортных и реимпортных операциях);
  • Международном производственном сотрудничестве;
  • Оказании услуг, в выполнении работ;
  • В международном кредитовании и инвестировании.

Страхование во внешнеэкономической деятельности имеет свои особенности, которые проявляются в специфических формах и видах страхования, особых видах рисков, базировании на международном законодательстве, страховании и выплате страхового возмещения в зарубежной валюте, широком использовании системы перестрахования, соответствующей инфраструктуре и т.д.

Цель страхования в ВЭД состоит в обеспечении страховой защиты всех объектов и субъектов ВЭД.

Замечание 1

Страхование ВЭД – это комплекс видов страхования, который обеспечивает защиту от рисков всех участников международных отношений.

Расширяя сферу страхования ВЭД, можно получить следующие преимущества:

  • Обеспечить аккумуляцию валюты, а значит, создать внутренние резервы инвестиций, которые нужны для развития экономики государства;
  • Обеспечить распределение рисков и сэкономить средства не только экспортеров, но и импортеров;
  • Обеспечить стабилизацию процессов экономики в хозяйственной и валютно-финансовой деятельности.

Различные преобразования в мировой экономике отражаются на развитии страхования, что проявляется в новых тенденциях страхового рынка. С ростом внешнеэкономической деятельности растет и стоимостное выражение объектов страхования.

Основные виды международного страхования

Страхование внешнеэкономической деятельности – это один из ключевых составляющих внешней торговли, а при товарном производстве является удобным инструментом скорейшего возмещения убытков и ущерба в производственном процессе, при транспортировке и использовании продукции.

Рассмотрим основные виды страхования внешнеэкономической деятельности.

Транспортное страхование – это имущественное страхование, которое делится на страхование транспорта в качестве имущества и страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, выступающего источником повышенной опасности.

К транспортному страхованию относятся:

Авиационное страхование, которое представляет собой страхование самолетов, перевозимого ими груза, гражданской ответственности авиаперевозчиков, страхование потерь прибыли авиаперевозчиков из-за возможной аварии и т.д. Объект авиационного страхования – это имущественный интерес, который связан с эксплуатацией самолетов.

Другим видом международного страхования является морское страхование. Страхование морских судов – это вид страхования, который обеспечивает защиту судовладельцев и других лиц, причастных к эксплуатации судов, при нанесении ущерба или же гибели судов и т.п.

Под страхованием железнодорожного транспорта понимается страхование убытков, понесенных при повреждении или же гибели транспортного средства.

Страхование автотранспорта в качестве имущества призвано обеспечить страховое покрытие по машинам и дополнительному оборудованию при полной их гибели.

Страхование грузов является подотраслью транспортного страхования, где объектом выступают имущественные интересы по отношению к сохранности перевозимых грузов от воздействия различных рисков транспортировки.

Еще одна область международного страхования – это страхование в финансово-кредитной сфере.

К целям страхования различных экспортных операций относятся:

  • В случае страхования экспортных кредитов – защита кредитных учреждений от вероятных потерь, связанных с финансированием данных кредитов;
  • В случае страхования экспортных контрактов – защита предприятий данной страны от потерь, связанных с выполнением экспортного контракта, отправкой товаров, предоставлением услуг, отправлением.

Объекты страхования в данном случае – это коммерческие кредиты экспортеров-страхователей импортерам-контрагентам.

Страхование экспортных кредитов имеет свои выгоды, которые заключаются в следующем:

  1. Оказание помощи специалистов при оценке надежности будущих партнеров при выходе на новый рынок;
  2. Постоянный мониторинг финансового состояния иностранных клиентов;
  3. Возможность увеличения числа клиентов и объема продаж;
  4. Возможности повышения конкурентоспособности;
  5. Возможность экспортировать напрямую конечным потребителям, обходя оптовиков-посредников, что позволяет увеличить прибыльность операций.

Государственное регулирование страхования ВЭД

Важная роль в страховании внешнеэкономической деятельности отводится государственному регулированию. Это позволяет решать следующие задачи:

  • Осуществлять поддержку развития страхования международных рисков со стороны государства;
  • Обеспечивать правовые условия для стабильного развития страхового рынка;
  • Защищать социально-экономические интересы страхователей;
  • Создавать и поддерживать оптимальную структуру страховой защиты для любой организационно-правовой формы страховщика;
  • Развивать различные виды страхования внешнеэкономической деятельности и т.д.

Страхование, выступая важнейшей составляющей мировой финансовой системы при обеспечении защиты интересов всех участников внешнеэкономических операций, позволяет осуществлять государственную политику в области развития мировых страховых отношений.

Внешнеэкономическая деятельность в большинстве случаев связана со многими рисками, которые могут привести к нанесению ущерба участникам внешнеэкономического сотрудничества. Внешнеэкономические риски имеют неразрывную связь с операциями во внешней торговле, с погашением внешних кредитов, с транспортировкой экспортно-импортных грузов, с проведением международных выставок, с интересами иностранных юридических и физических лиц в нашей стране, с деятельностью иностранных и совместных предприятий, с выполнением строительных и монтажных работ иностранными предприятиями в нашей стране.
Страхование ВЭД - комплекс видов страхования, которые обеспечивают защиту от риска участников международного сотрудничества.
Выделяют двух основных участников страховой сделки: страхователя и страховщика.
Страхователь - сторона в договоре страхования, страхующая свой имущественный интерес или интерес третьей стороны. По договору страхования на страхователе лежит обязанность уплаты страхового взноса страховщику за принятые на себя обязательства возместить страхователю убыток при наступлении страхового случая.
Страховщик - организация (юридическое лицо), производящая страхование, принимающая на себя за определенное вознаграждение обязательство возместить страхователю или другому лицу, в пользу которого заключено страхование, убытки, возникшие в результате наступления страхового случая, обусловленного в договоре, или выплатить страховую сумму.

При наступлении страхового случая страхователю (застрахованному лицу, выгодоприобретателю) выплачивается определенная сумма денежных средств, называемая страховой выплатой.
Министерству финансов Республики Беларусь подчинены следующие государственные организации, занимающиеся страхованием:

  • Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», Минск;
  • Республиканское унитарное предприятие «Белорусская национальная перестраховочная организация», Минск;
  • Белорусское республиканское унитарное предприятие экспортно-импортного страхования «Белэксимгарант», Минск.
При страховании ВЭД проводятся различные международные страховые операции, включающие:
  • прямые международные договорные операции;
  • прямое страхование;
  • посредническое страхование;
  • международное перестрахование.
Страхование в ВЭД включает следующие разновидности:
  • личное страхование (от несчастных случаев и болезней, от медицинских расходов и др.);
  • имущественное страхование (страхование экспортноимпортных грузов, страхование средств транспорта, перевозящих экспортно-импортные грузы, страхование воздушных судов, страхование имущества от огня и др.);
  • страхование ответственности (владельцев автотранспортных средств, владельцев воздушных судов, автоперевозчиков, судовладельцев, организаций, создающих повышенную опасность, и др.).
Если размер риска, предлагаемого страхователем, больше, чем обычно принимает страховщик, он может отказаться от страхования, хотя, для того чтобы оставить за собой часть риска и не потерять клиента, страховщики могут либо разделить риск (сострахование), либо использовать страхование для защиты самих себя. Этот второй способ (называемый перестрахованием) является частью основного принципа страхования - распределения риска.
Сострахование является одним из методов распределения і
больших имущественных рисков, но редко применяется при страховании ответственности. Способ реализации данного метода простой и подходит для большинства случаев, хотя име- 11
ются и проблемы. Во-первых, в случае больших убытков все состраховщики будут присылать отдельные чеки. Это може» быть обременительным, если в состраховании участвует большое количество страховщиков. Во-вторых, посредник при размещении большого риска должен будет связаться с большим количеством различных состраховщиков, каждый из которых готов предоставить покрытие только на часть риска в соответствии со своей емкостью.

Глубокие экономические преобразования, происходящие в России, открывают широкие возможности для развития страхования внешнеэкономической деятельности предприятий всех форм собственности. В настоящее время без специальной регистрации внешнеэкономическую деятельность осуществляют более 450 тыс. предприятий и организаций, которые свободно выбирают партнеров по сделкам и самостоятельно отвечают за результаты внешнеэкономических операций.

Развитие мировых финансовых рынков, усиление процессов глобализации оказывают непосредственное влияние на всех участников внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономическая деятельность является динамично развивающейся сферой российской экономики. Вместе с тем с появлением новых финансовых инструментов существенно увеличилось количество внешнеэкономических рисков. В этой связи особое значение имеет страхование от возможных потерь и убытков во внешнеэкономической деятельности.

Особый характер страховых рисков и объектов страхования при проведении внешнеэкономических операций и осуществлении самой деятельности обусловливают необходимость рассмотрения классификации видов страхования внешнеэкономической деятельности.

В настоящее время страхование внешнеэкономической деятельности не выделено в отдельный вид страховой деятельности. Однако оно включает объекты существующих отраслей страховой деятельности.

Существующая классификация на основании ст. 32.9 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» из 23 лицензируемых видов страхования позволяет выдел следующие виды страхования, имеющие непосредственное отношение к внешнеэкономической деятельности:

· страхование средств транспорта (наземного, железнодорожного, водного, воздушного);

· страхование жизни;

· медицинское страхование;

· страхование от несчастных случаев и болезней;

· страхование грузов;

· страхование имущества юридических лиц;

· страхование гражданской ответственности владельцев средств транспорта (автотранспорта, водного, железнодорожного, воздушного);

· страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг;

· страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам;

· страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;

· страхование предпринимательских рисков;

· страхование финансовых рисков.

Внешнеэкономическая деятельность связана с рисками, которые влияют на различные имущественные интересы его участников. Основными страховыми рисками являются риски, связанные с экономической конъюнктурой рынка и деятельностью иностранного партнера, финансовые риски, организационные риски, технологические риски, коммерческие, политические, риски стихийных бедствий и др.

Страхование внешнеэкономических рисков можно охарактеризовать как комплекс видов страхования, обеспечивающих защиту имущественных интересов отечественных и зарубежных участник внешнеэкономической деятельности. Оно включает виды имущественного, личного и страхования ответственности.

Объектами имущественных видов страхования во внешнеэкономической деятельности могут быть:

· транспортное страхование грузов;

· страхование финансовых рисков;

· страхование грузов;

· страхование валютных рисков;

· страхование экспортных кредитов;

· страхование имущества;

· страхование контейнеров;

· другие виды имущественного страхования.

При страховании ответственности объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу. Во внешнеэкономической деятельности объектами страхования ответственности являются:

· страхование гражданской ответственности перевозчика;

· страхование ответственности экспедитора;

· страхование ответственности производителей товаров;

· страхование профессиональной ответственности;

· страхование ответственности владельцев транспортных средств;

· страхование ответственности судовладельцев;

· страхование ответственности за невыполнение обязательств по контракту;

· страхование гражданской ответственности;

· другие виды страхования ответственности.

Среди видов личного страхования следует выделить страхование граждан, выезжающих за границу; страхование от несчастных случаев; страхование медицинских расходов; страхование жизни.

Мировая практика предлагает использование классификации классов страхования, на основе которых выделяются соответствующие лицензируемые виды страхования. Так, применительно к внешнеэкономическим рискам можно выделить отдельные виды страхования: морское страхование; страхование грузовых перевозок; страхование кредитов; страхование финансовых убытков; транспортное страхование и др.

Последние материалы сайта